Создатель копии воронежского баркалона «Меркурий»: «Лишь бы корабль жил»
Инженер Виктор Неберекутин – об истории создания и возможном будущем памятника.
Анастасия Сарма, 30 мая 2018, 15:50
Макет корабля «Меркурий», установленный на Воронежском водохранилище в 1972 году, демонтировали во вторник, 29 мая. Аварийно-восстановительные работы пройдут летом 2018 года, затем кораблю найдут новое место. Его создатель, 82-летний инженер-строитель Виктор Неберкутин, рассказал, как строился корабль и какой он видит дальнейшую судьбу памятника, а также предложил новое место для установки баркалона.
До начала демонтажа корреспонденты РИА «Воронеж» вместе с сотрудниками городской службы спасения дали Виктору Неберкутину возможность полюбоваться памятником с водохранилища. Беседа с инженером-строителем происходила во время речной прогулки.
«Мне сказали: "Там должен стоять корабль"»
– В 1972 году моим начальником был Георгий Сухомлинов, который возглавлял стройтрест №2 (Виктор Неберкутин работал в стройтресте старшим инженером. – Прим. РИА «Воронеж»). Это легендарный человек, который прошел все трудовые ступени – от мастера до замминистра строительства СССР. Зимой Сухомлинов пригласил меня к себе и сказал: «Садись в машину». Мы поехали на ВОГРЭСовский мост. Сухомлинов показал в сторону одинокой опоры ЛЭП, возвышавшейся над водной гладью: «Там должен стоять петровский корабль». Ему никто не давал задание строить корабль – это была исключительно его инициатива. Тогда еще не было «воронежского моря», его залили весной 1972 года. Здесь протекала река Воронеж. По реке на плотах сплавлялись, было очень много рыбы. Кое-где реку можно было перейти – ее ширина была максимум 15 м.
Петровский фрегат должен был появиться в августе, ко Дню строителя. Тайный смысл появления монумента был в том, чтобы произвести впечатление на столичную комиссию, которая должна была приехать в Воронеж в августе и оценить работы по созданию водохранилища.
«Он получился красавцем»
– Чтобы найти прототип корабля, пришлось проштудировать военную историю эпохи Петра I. Я выбрал императорский корабль «Меркурий». Чертежи и эскизы делал, основываясь на единственной репродукции. В работе над памятником участвовали шесть человек. Наша задача состояла не в том, чтобы сделать точную копию «Меркурия», а чтобы он хорошо выглядел. Но все равно он получился красавцем.
– Стальной корабль более 6 м в длину и 2,5 м в ширину строили в цехе металлоконструкции стройтреста №2. Макет «Меркурия» создавали слесари и мастера из бригады Виктора Чеботарева, сваркой занимались братья Чевердины, а отделку памятника мореным дубом исполняла бригада Эдуарда Полежаева. Все эти работяги были художниками. Паруса сделали из алюминия, нос корабля украсили мордой льва (такая же украшала настоящий корабль Петра). Эту морду из латуни чеканил лично я. Мы поначалу обратились к художникам, но они такую цену заломили! Мне пришлось вспоминать свое юношеское увлечение чеканкой.
«Ему посвящали стихи»
– Кораблик сделали всего за четыре месяца. Из цеха его перевезли на берег водохранилища, а затем погрузили на баржу с подъемным краном. Плавучее средство специально арендовали у Речфлота. Затем монумент перегрузили на опору и приварили к ней. В монтаже участвовали главный механик Михаил Кустов, старший инженер группы проектирования и организатор работ стройтреста №2, герой соцтруда Павел Солопенко, главный энергетик Владимир Пьяных, руководитель бригады слесарей и сварщиков Виктор Чеботарев.
Кораблик получился на славу. Его по достоинству оценили современники. Ему посвящали стихи. А воронежские новости долгое время начинались с заставки, на которой был снят кораблик.
– Торжественного открытия «Меркурия» не было – в этот же день все горожане ушли на открытие Воронежского цирка. Это было 10 августа, преддверие Дня строителя. Была прекрасная теплая погода, и мы плавали. Устанавливать кораблик мы начали около 14:00. Закончили строительные работы около 18:00. На следующий день после монтажа корабля я получил премиальные.
«Спросили бы совета…»
– В лихие 1990-е кораблик лишился многих своих деталей – охотники за цветным металлом украли алюминиевые паруса и латунную морду льва на носу корабля. Досадно, что городские власти ни разу не связались со мной. А ведь могли бы спросить совета, как лучше привести корабль в порядок…
Почему он стал крениться? По всей видимости, начало подмывать песчаное дно опоры – ведь она стоит на песке. Кроме того, там есть небольшая парусность – ветерок поддувает. Так он и падал 10 лет.
«Нужно навести марафет»
– Ничего, что кораблик перенесут, – лишь бы он был жив. Хотелось бы, чтобы он стоял на воде, но если установят на суше – ничего. Было бы хорошо не перемещать «Меркурий» далеко.
Думаю, место на въезде на левый берег не совсем подходящее. Идеальное место для памятника – прибрежная часть правого берега водохранилища у въезда на мост ВОГРЭС. Там песчаный пляж. В этом месте хорошо проводить детские экскурсии. К тому же, если корабль будет установлен в этой точке, его будет видно из автобусов и автомобилей. «Меркурий» нужно обновить, покрасить, сделать паруса – словом, навести марафет, он ведь красавец.
Контекст
Модель «Меркурия» установили примерно на том месте, где находился петровский шлюз. Шлюз с небольшой плотиной Петр I приказал соорудить, чтобы поднять уровень воды в реке Воронеж. В конце XIX – начале XX века на шлюзе была водяная мельница, изображение которой можно увидеть на дореволюционных открытках.
Разговоры о ремонте памятника, сильно клонящегося к воде, начались в 2006 году. Мэрия оценила восстановление макета корабля в 200 тыс. рублей, но работы не начали из-за недостатка финансирования. В феврале 2015 года администрация предложила снять баркалон с постамента и организовать детальное обследование обветшавшего памятника, чтобы решить его дальнейшую судьбу. Власти рассматривали вариант размещения «Меркурия» в парке «Алые паруса». Денег на работы вновь не хватило.
В 2018 году угол крена достиг критической отметки – 50%. В ответ на обращение общественников власти решили демонтировать корабль и перенести его на новое место. «Меркурий» обновят за счет средств ЗАО «Воронежстальмост». При удачном стечении обстоятельств обновленный макет корабля установят ко Дню города в 2018 году. Рассматриваются варианты размещения «Меркурия» в сквере на остановке «Ильича» у Чернавского моста, в прибрежной зоне парка «Алые паруса» или в самом парке. Точное место будет детально обсуждаться после реставрации.
Справка РИА «Воронеж»
Виктор Неберекутин родился в Воронеже в 1937 году в семье военнослужащего. В 1955 году окончил школу №37 (до этого учился в школах №9 и №28). Поступил в авиационный техникум, а после отучился на факультете «Промышленное и гражданское строительство» Воронежского инженерно-строительного института. Получил специальность «инженер-строитель».
Карьеру Виктор Неберекутин начал в 1958 году – построил фундамент в магазине «1000 мелочей» рядом с Цирком, проходную Воронежского авиационного завода, возвел жилые дома на улице 20-летия Октября. Отслужив в армии, работал в СМУ-22, затем устроился в стройтрест №2 старшим инженером. Здесь он трудился 20 лет. Предприятие построило сахарные заводы в Хохольском и Калачеевском районах, «Рудгормаш», завод «Синтезкаучук», авиазавод, завод «Электроника», было генподрядчиком строительства плотины Воронежского водохранилища.
В системе Минстроя СССР Неберекутин работал 44 года: 20 лет – в стройтресте №2, восемь – в организации «Воронежстрой», возглавлявшей строительный комплекс столицы Черноземья, затем – в стройтресте №7 (главным инженером). На основе проектов Виктора Неберекутина построили Воронежский химфармзавод, Россошанский электроаппаратный завод, Калачеевскую компрессорную станцию на трассе Уренгой – Новопсков.
На пенсии бывший инженер увлекся огородничеством и даже окончил курсы природного земледелия.