Советник по IT каналов RussiaToday раскрыла воронежцам методы манипуляции

Тина Бережная рассказала, как агитировать с помощью авторитета, понятий и котиков.

Михаил Супруненко , 4 марта 2015, 20:39

Михаил Супруненко

Советник по информационным технологиям гендира каналов RussiaToday Тина Бережная рассказала воронежцам о способах манипуляции в интернете, СМИ и рекламе в среду, 4 марта. Лекция прошла в главном корпусе ВГУ.

Стереотипизация

Вокруг чего-то создается стереотип. Например, все цыгане воруют. Стереотипы создаются постоянным массовым повторением одной и той же информации. Если мы на каждом углу будем говорить, что брюнеты умнее блондинов на 72%, через какое-то время все население в этом информационном поле будет уверенно, что брюнеты умнее. Люди зачастую не проверяют информацию, а жуют то, что им дают.

Сегментирование

Мы берем нечто большое, выделяем сегмент, начинаем говорить только о нем, забывая все остальное. Так можно построить кампанию чему угодно. Например, политику, который хочет баллотироваться в президенты. Он заявляет «Я решу проблему жилья в России». И говорит только о проблеме жилья. В стране может не хватать пресной воды, отсутствовать здравоохранение, или армия развалиться – это он не упоминает вовсе. Но он решает насущную проблему жилья. Все говорят: «Ребята, он же обеспечит нас жильем, голосуем».

Определение

Клеится ярлык. Например, в демократических США процветает свобода СМИ. Однако в США большинство СМИ принадлежат пяти крупным корпорациям. Эти корпорации работают по американским законам с американским правительством, поддерживают Белый дом. Сколько могут выразить альтернативную точку зрения? Мы можем постоянно повторять, что конь – священное животное. И через три года все лошади в России будут ходить в венках.

 
Фото — Михаил Супруненко

Всеобщность

Большинство граждан России поддерживают запрет на иностранное усыновление. Чтобы продвинуть этот тезис были очень «правильно» собраны соцопросы. Можно спросить, вам нравится ванильное или шоколадное мороженное? А можно спросить о том, почему вы любите шоколадное мороженное больше, чем ванильное?    а) потому что оно красивого цвета;     б) потому что шоколад экологичнее в добыче, чем ваниль;     в) потому что ваниль используют наши враги на Западе.

Угадайте, какой из двух опросов даст более «верный» результат?

Если правильно сформулировать вопрос, окажется, что большинство граждан действительно поддерживают запрет на усыновление.

Рекомендация

Некий человек рекомендует какой-то продукт. Например, знаменитый актер на сцене заявит: «Иванов-то, ребята, хороший мужик, буду за него голосовать». И люди подумают: «Уж если актер сказал, то надо голосовать. Хороший политик, и шляпа у него красивая, и усы важные».

Перенос

Мы переносим репутацию какого-то важного объединения, человека на кого-то другого. Например, кандидата на политическую должность поддерживает правящая партия. Все знают, что если эти люди голосуют, то будет по их правилам. И все понимают, что человек серьезный.

 
Фото — Михаил Супруненко

Подмена понятий

Одни говорят «террорист», другие – «борец за свободу», одни говорят «защитник собственного дома», другие – «злобный сепаратист».

Смещение акцентов

Можно сказать: «Рубль рухнул, все - беда!». А можно: «Ну, доллар взлетел». Перемещаем внимание из одной плоскости в другую.

Одностороннее освещение событий

На узеньком мостике столкнулись два козлика. И оба упали в воду. Можно показать только семью, группу поддержки, адвокатов белого козлика. Он же белый, он же хороший. Избирательность в предоставлении фактов – это тоже метод манипуляции.

Цитата без контекста

Возьмем события, связанные с убийством Бориса Немцова. Если вы посмотрите на соцсети, увидите цитаты его и его соратников, данные «скриншотом». Ни одной ссылки на полное интервью, нет контекста, в котором была сказана эта цитата.

 
Фото — Михаил Супруненко

Позитивная манипуляция

На картинке изображен милый котик. Это «няша»! Это манипуляция? В нашей, близкой к европейской, цивилизации – нет. Для нас домашние животные – это круто! Котики и собачки помогают нашим детям быть добрее, они делают нас лучше. Но как только эта картинка окажется в интернете Юго-Восточной Азии, она станет приемом манипуляции общественного мнения. В некоторых регионах Северной и Южной Кореи, северного Вьетнама, коты и собаки – это пища. Борцы за права животных устали биться против отлова кошек и их поедания. Там история про то, как приятно, когда милый, плюшевый котик приходит к тебе под бок – это манипуляция. Но такая манипуляция делает общество лучше.

Как не попасться на манипуляцию

Как это ни банально, нужно думать головой. Пользователи соцсети Facebook активно репостили заявление о том, что по Римскому статуту и многим международным конвенциям сведения на страничке объявляются личной информацией. Никто не потрудился посмотреть, что это за статут и конвенции. Если я правильно помню, римский статут описывает содержание военных преступников. Почему Римский статут? Почему там упоминались конвенции, говорившие о защите растений и животных. Кем пользователи считали себя? Растением или животным? 

  Вы можете использовать эти приемы в Сети. И понимать, когда их используют против вас. Каждый раз, когда вы видите сообщение и «репосты», подумайте, зачем оно здесь, кому надо, чтобы на эту мельницу лили воду. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.