Соцреализм и Куинджи-затворник. Какие «Сокровища музеев России» привезли в Воронеж
Десять самых интересных картин по версии кураторов выставки.
Олеся Шпилева, 11 октября 2019, 14:04
Передвижная выставка «Сокровища музеев России» открылась в Воронежском областном художественном музее имени Крамского (проспект Революции, 18) в четверг, 10 октября. Она будет работать до 10 ноября, вход свободный.
Экспозицию составили более 40 полотен из 14 региональных музеев страны. Многие из картин никогда не покидали стен родных провинциальных хранилищ, и проект «Сокровища музеев России» – их первое путешествие. Научный координатор проекта Иван Привалов рассказал РИА «Воронеж», ради каких полотен стоит сходить на выставку.
«Письмо с фронта» (1947) Александра Лактионова
Александр Лактионов – классик социалистического реализма, прославившийся работой «Письмо с фронта». Художник написал ее в 1947 году, а уже в 1948-м ее приобрела Третьяковская галерея, а Лактионову вручили Сталинскую премию первой степени. Репродукции «Письма с фронта» множество раз печатались в советских журналах «Огонек», «Работница», «Крестьянка», помещались на страницы календарей и школьных учебников, выпускались на отдельных листах массовыми тиражами. А в 1973 году репродукцию картины изобразили на почтовой марке СССР. На волне успеха Александр Лактионов создал несколько авторских копий картины. В Воронеж «Письмо с фронта» приехало из Калининградского музея.
– Из всех произведений соцреализма это – пожалуй, одно из самых известных, но главное – самых душевных, – отметил Иван Привалов.
«Интуристы в Ленинграде» (1937) Ивана Владимирова
На выставке «Сокровища музеев России» немало картин в жанре соцреализма. Но если «Письмо с фронта» – его классический образец, то «Интуристы в Ленинграде» Ивана Владимирова – малоизвестное произведение, хранящееся в фондах музейно-выставочного центра РОСИЗО. Крупноформатное полотно изобилует мелкими деталями, которые интересно рассматривать: лица и наряды иностранцев, которые с удивлением глядят на пионеров, атрибуты иностранных граждан – сигары, фотоаппараты, пенсне, а также лица детей и многочисленные фигурки людей на заднем плане.
– РОСИЗО – достаточно закрытая структура для посещения простых зрителей, поэтому это редкая возможность увидеть картину оттуда, – рассказал Иван Привалов.
«Бегом через улицу» (1963) Юрия Пименова
Еще одним певцом соцреализма был Юрий Пименов, который в то же время сохранил собственный особенный стиль.
– Юрия Пименова можно назвать русским импрессионистом XX века. Через всю эпоху соцреализма он пронес живое восприятие действительности. Даже стопроцентно соцреалистические сюжеты выполнены у него в нехарактерной манере. Самое главное для него – попытка уловить светлое, радужное, доброе мгновение. В первую очередь Пименов известен картиной «Новая Москва». Вообще тройка самых знаменитых соцреалистических картин – это «Письмо с фронта» Лактионова, «Новая Москва» Пименова и «Утро нашей Родины» Шурпина. Это три кита соцреализма. А «Бегом через улицу» – его произведение периода «оттепели», и знакомым с его произведениями более ранних лет интересно будет их сравнить, – рассказал Иван Привалов.
«Березовая роща» (1880-е) Архипа Куинджи
В 1882 году Архип Куинджи, находившийся в тот момент на пике славы после феноменального успеха выставки одной картины «Лунная ночь на Днепре», неожиданно ушел в добровольное затворничество. Художник перестал выставляться и почти ни с кем не общался на протяжении 20 лет.
– В то время он экспериментировал с красками, искал нужные пигменты, растворители, работал над грунтовкой холстов, пытаясь найти самые яркие, насыщенные варианты цвета. В этот период он часто занимался созданием эскизов одного и того же предмета. Например, рисовал одно и то же облако, пытаясь достичь какого-то своего идеала. Эти рисунки облаков на ретроспективных выставках занимают буквально целую стену. И березовых рощ Куинджи тоже создал великое множество именно в тот период, и на воронежской выставке – как раз одна из них, – рассказал Иван Привалов.
«Валежник» (1893) Ивана Шишкина
В ранний период творчества Иван Шишкин часто прибегал к помощи фотографии: выезжал на природу, делал снимок, возвращался домой и писал пейзаж с этой «шпаргалки». Впоследствии он от этого приема отказался. «Валежник» – одна из поздних работ художника, написан0ных «живьем», непосредственно с натуры.
«Натюрморт с пестрой скатертью» (1909) Алексея фон Явленского
– Явленский – один из самых интересных и необычных экспериментаторов, который сосредоточился на жанре натюрморта. Он почти всегда использовал ядовитые, кислотные цвета. Явленский был одним из самых ярых противников трехмерности. Авангардисты в принципе не любили трехмерность, но Явленский ставил отсутствие трехмерности на картинах во главу угла как главный признак авангарда. Одним из постулатов авангарда была необходимость порвать с тем, что когда-то было, авангардисты считали, что нельзя давать человеку пищу для размышлений о том, похоже или не похоже то, что на картине, на то, что существует в реальной жизни. Эта картина Явленского – яркий пример такого подхода. При этом она сочетает традиции и экспрессионизма, и кубизма, – рассказал Иван Привалов.
Куратор экспозиции также отметил, что увидеть живьем картину Явленского – само по себе редкость. В России находится крайне мало работ этого художника – всего около 20, и те – в основном в частных коллекциях. Дело в том, что он эмигрировал в Германию, до конца жизни жил и выставлялся там, поэтому большинство его произведений хранится на Западе. В Омске, где был обнаружен «Натюрморт с пестрой скатертью», даже не сразу идентифицировали, что эта картина – кисти Явленского, и хотели повесить ее в местном ДК, но потом все же поняли, какая это редкость, и передали в местный музей.
«Портрет графа Шереметева» (1798) Ивана Аргунова
– Это хрестоматийная вещь, когда художник-крепостной писал портрет своего барина. Такие произведения были характерны для XVIII – первой половины XIX века. Это знаковое явление для своей эпохи, и на это стоит обратить внимание, – отметил Иван Привалов.
«Портрет царя Алексея Михайловича» неизвестного художника XVIII века
– XVIII век – время, когда создавались многочисленные портреты государей минувших эпох. От этого времени осталось множество портретов первых Романовых, но у них очень характерный облик: наполовину иконописный, наполовину лубочный. Такие портреты, хоть их и осталось достаточно много, музеи обычно не выставляют. Но увидеть такую картину – всегда интересно, потому что они – нечастые гости на основных экспозициях, – рассказал Иван Привалов.
Как и «Портрет графа Шереметева», «Портрет царя Алексея Михайловича» – из собрания Воронежского музея имени Крамского. Наш музей стал не только площадкой для передвижной выставки, но и непосредственным участником выставочного проекта. Помимо двух названных работ, музей предоставил для экспозиции еще четыре картины, в том числе кисти Ивана Крамского и Елены Киселевой.
«Портрет писателя Леонида Андреева» Ильи Репина
Хрестоматийный портрет Леонида Андреева Илья Репин создал после того, как вышло в свет одно из самых известных произведений писателя – «Красный смех».
– Писатель был поражен тем, что происходило на фронтах русско-японской войны, и под влиянием от тех ужасов, которые происходили на другом конце страны, Андреев написал свой антивоенный «Красный смех». Репин явно пытался уловить характерную для андреевского произведения цветовую гамму – сочетание красного и черного, кровавого и мрачного. Он изобразил у Андреева настороженный, пытливый взгляд, как будто писатель пытается сквозь расстояние эту войну увидеть, – отметил Иван Привалов.
«Псковские кузнецы Петр и Кирилл» (1973) Петра Оссовского
– Петр Оссовский ушел из жизни всего несколько лет назад. Эта картина находится в коллекции Архангельского музея, а Архангельск – это одна из самых дальних точек нашей страны, до которой не всякий доедет, особенно ради похода в музей, поэтому, конечно, эту работу интересно увидеть с этой точки зрения. Петр Оссовский был основоположником так называемого «сурового стиля» и собирал вокруг себя художников со схожими взглядами: они считали, что жизнь нужно изображать без прикрас – такой мрачной, какая она есть, – рассказал Иван Привалов.
Контекст
Передвижной выставочный проект «Сокровища музеев России» создан в рамках национального проекта «Культура» Патриаршим советом по культуре при участии Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и фонда «Прорыв».
Проект начался с масштабной выставки в московском «Манеже», в которую вошли 250 картин из региональных музеев. За три недели работы выставки в «Манеже» через нее прошли более 250 тыс. человек. После такого беспрецедентного успеха организаторы проекта решили отправить выставку в тур по стране. Картины разделили на три части, которые параллельно начали путешествие по восьми городам России. Одновременно с Воронежем заключительные выставки проекта открылись в Астрахани и Омске. Ранее экспозиции работали в Калининграде, Тюмени, Перми, Южно-Сахалинске и Нижнем Новгороде. В российских провинциях выставки «Сокровища музеев России» посетили более 700 тыс. человек.