Солнечная гитара Алексея Кузнецова
Воронежцы услышали джазовую классику в исполнении одного из лучших гитаристов планеты.
, 28 декабря 2012, 10:18
В новом зале книжного клуба «Петровский» состоялся концерт квартета Алексея Кузнецова – выдающегося гитариста, создателя собственного стиля и направления. Которого никак не назовешь патриархом, несмотря на его более чем полувековой опыт сцены в качестве участника симфонических, эстрадных, джазовых коллективов. Алексею Алексеевичу столько же лет, сколько его музыке, а она всегда современна.
У Алексея Кузнецова не слишком интересная биография. Всю жизнь он был занят только одним – играл на гитаре. Оттепель сменялась застоем, перестройка вела к хаосу, происходили дефолты, кризисы, войны, миллионы людей круто меняли судьбы, страны и профессии, а Алексей Алексеевич все это время с хитрым прищуром и мягкой улыбкой перебирал струны. За полвека Кузнецов переиграл со всеми заметными российскими джазменами (такими как Игорь Бриль, Алексей Козлов и Игорь Бутман) и многими мировыми звездами (Дюк Эллингтон и Дейв Брубек). Насколько можно судить по старым фотографиям и видео (тогда – кино), даже внешне он за это время изменился не сильно.
Всемирной славой не добился (разве что в довольно узком кругу ценителей), на родине его имя тоже не сказать, что всенародно известно, богатства, видимо, тоже не стяжал (еще три год назад ездил на «Москвиче»). Правда, стал одним из лучших гитаристов планеты в своем жанре – это признают и отечественные музыковеды, и западная музыкальная пресса. И Алексей Алексеевич имеет право на ту снисходительность, с которой он говорит: «Джимми Пейдж иногда играет приятные мелодии».
В Воронеж Кузнецов приезжал три года назад, на очередную «Джазовую провинцию», где показал, что джаз может быть без неврастении и «мозгокрутства» (чем весьма грешны российские джазмены), а блюз – без депрессии. И вот он снова в Воронеже. В небольшом, чуть больше чем на сотню мест зале (естественно, переполненном). Худощавый мужчина с седым хохолком и седыми же усами, в старомодном темной костюме, из нагрудного кармана выглядывает краешек бордового платка. Вокруг него молодые музыкальные коммандос: клавишник, ударник и контрабасист. Классический джазовый квартет, только вместо саксофона – гитара. «Я не буду объявлять названия тем и композиция, вы их сами все прекрасно знаете, - объявил музыкант, невольно польстив аудитории, далеко не такой просвещенной.
К слову, музыка Алексея Кузнецова известна гораздо больше, чем его имя: даже случайные слушатели на концерте вдруг вспоминали, что много раз слышали эти звуковые арабески, просто не знали, чьи они. У Кузнецова вышло немало пластинок еще в советские времена, и на тогдашнем телевидении он бывал нередко, не говоря уже об исполнении музыки ко многим известным фильмам.
В первую же минуту концерта становится ясно, насколько прав джазовый обозреватель Алексей Баташев, сказавший о Кузнецове: «Это солнечный артист, он заслужил свою славу, и даже если бы мы ничего не знали о нем, все равно после нескольких минут игры, очарованные горячим ритмом, взлетами его импровизаций и неотразимой улыбкой, когда смеется все - губы, глаза, руки и даже сама гитара - мы оказались бы его поклонниками».
Собственно, ничего особенного квартет Кузнецова не делает: обычный, сейчас можно сказать «классический» свинг, фанк, темы, заданные отцами-основателями жанра (такие, как Summertime Гершивина). Уникальным эту музыку делает сама личность Алексея Кузнецова. Что бы он не играл – звук его гитары, окрас игры всегда узнаваем. Несмотря на то, что музыкант считает свой инструмент целым оркестром. «Каждая струна гитары, ее звучание и есть уже звучание какой-то группы оркестра, а аккорд — всех групп вместе», - сказал однажды Алексей Алексеевич. Про него говорят, что он перенес на гриф гитары фортепианную фактуру исполнения, что с помощью особой техники он воспроизводит звучание латиноамериканских ударных инструментов. Понятно, что в своем почтенном возрасте он не сможет показать сверхбыстрого бега пальцев по грифу (предмет гордости многих джазовых, а особенно рок-гитаристов), но Кузнецов и раньше не злоупотреблял «спортивной» стороной игры, чтобы выразить свою музыкальную мысль.
Как рассказал Алексей Алексеевич, ему всегда просто работалось, потому что «с самого начала правильно относился к ритму и следил за гармонией».
- Надо просто играть, надо просто делиться своим настроением, почерком, стилем. Это надо делать ежедневно, - поделился своим кредо мастер.
Полагаю, такие жизненные правила хороши не только для джазовых гитаристов.