«Событие мирового масштаба». Зачем идти на выставку Елены Киселевой в Воронеже
Четыре причины увидеть экспозицию – в материале РИА «Воронеж».
Олеся Шпилева, 28 марта 2017, 18:35
Персональная выставка художницы Елены Киселевой «Блеск, забвение и возвращение в свет» открылась в Воронежском областном художественном музее имени Крамского в пятницу, 24 марта. Вместе с заведующей экспозиционным отделом музея Ольгой Рябчиковой корреспонденты РИА «Воронеж» нашли четыре причины, по которым выставку нельзя пропустить.
Сложная судьба
Название выставки «Блеск, забвение и возвращение в свет» символизирует сам творческий путь художницы. До революции Елена Киселева «блистала» – прекрасно окончила Академию художеств, была одной из лучших учениц Ильи Репина, с которой он долго переписывался, о которой вспоминал в мемуарах и письмах к друзьям. В это же время художница активно выставлялась в редакциях литературных журналов, стала первой женщиной, удостоившейся звания «художник» и заслужившей пенсионерскую поездку во Францию от Академии художеств. Этот период продолжался до ее отъезда заграницу, до 20-х годов. В эмиграции жизнь Киселевой складывалась благоприятно, но местная художественная среда не приняла ее, и как художница она уже почти не работала. Сама о себе Елена Андреевна говорила, что она скорее «домашница», чем художница. А после трагической смерти сына Киселева навсегда оставила творчество. Период забвения продолжался до 60-х годов, пока искусствовед музея Крамского Маргарита Лунева не начала поиски автора знаменитой «Маруси», которая находилась в коллекции музея с 1927 года. В архиве Академии художеств Лунева нашла одно письмо из переписки Репина и Киселевой, где стоял обратный адрес – Белград. Так искусствовед вышла на след художницы и связалась с ней, после чего у Луневой и Киселевой завязалась долгая переписка, результатом которой стало то, что художница передала в дар музею имени Крамского значительную часть своих работ.
Наконец, прошедшая зимой в Музее русского импрессионизма в Москве и теперь приехавшая в Воронеж выставка – это триумфальное возвращение Елены Киселевой в свет. В последний раз выставка работ Киселевой проходила в родном городе в 1974 году. Текущая выставка впервые с тех пор представляет коллекцию художницы в полном объеме. Директор музея Крамского Владимир Добромиров назвал открытие выставки Елены Киселевой в Москве и затем в Воронеже культурным событием общероссийского и мирового масштаба.
Редкие произведения
В экспозицию вошло только одно произведение не из коллекции музея Крамского. Это одна из подготовительных картин к дипломной работе Киселевой – портрет двух девушек, обрезанный по линии шеи. В подлинности работы музейщики не сомневаются – на репродукции той не сохранившейся картины Киселевой эти девушки видны, однако форма у портрета очень странная. Скорее всего, предполагают сотрудники музея, картина была найдена коллекционерами не в лучшем состоянии, и ее просто обрезали.
Кроме того, значительную часть экспозиции заняли рисунки Киселевой, которые она создавала, живя в эмиграции в Югославии. На них – «прекрасные далматинки», уличные базары и красоты природы заграничного дома художницы. По правилам музея графику нельзя выставлять часто, ей требуется отдых и особое освещение, поэтому действующая выставка – редкая возможность увидеть рисунки Елены Киселевой.
Необычное оформление
Специально к открытию экспозиции Елены Киселевой выставочный зал музея оформили в темных тонах. По словам Ольги Рябчиковой, черный цвет подчеркивает декоративность и красочность работ Киселевой. Работы другого художника могли потеряться на черном фоне, но в случае с яркими картинами Киселевой этого не случилось. Черный цвет, наоборот, выявляет и подчеркивает всю красоту работ художницы. Кроме черного цвета, в оформление экспозиции включили элементы декора в стиле модерн, представительницей которого и являлась Елена Киселева.
Коллекция, спрятанная от глаз
В основной экспозиции музея Крамского выставлены всего порядка 10 работ Елены Киселевой. На выставке же можно увидеть всю коллекцию ее произведений – 43 работы, многие из которых никогда прежде не выставлялись. В центре экспозиции – знаменитая картина «Маруся», портреты мужа и сына художницы. Также на выставке можно увидеть ее неоконченные работы, портреты сестер, эскизы.
Сразу после завершения выставки все произведения вновь отправятся в хранилище. По словам Ольги Рябчиковой, у сотрудников музея была идея отдать целый зал работам Елены Киселевой, но для этого в музее нет места. Поэтому фактически единственным шансом познакомиться с творчеством художницы во всей полноте является действующая выставка.
Экспозиция «Блеск, забвение и возвращение в свет» будет работать в музее имени Крамского до 21 мая. Вход по билетам.