Смех вместо страха. В отделении онкогематологии воронежской детской облбольницы №1 появились клоуны

Они будут приходить к маленьким пациентам раз в неделю

Вера Хаустова, 20 сентября 2023, 18:00

Евгения Емельянова (архив), фонд «ДоброСвет»

Детская онкология сегодня лечится. Но процесс этот долгий и очень болезненный. Для ребенка на время терапии мир сужается до больничной палаты, медицинских процедур, врачей и лекарств. А вместо беззаботной радости и любопытства приходят боль и страх. Чтобы поддержать детей, благотворительный фонд «ДоброСвет» разработал проект «Клоунский патруль». О том, как учились воронежские больничные клоуны и как впервые пришли в отделение онкогемотологии ВОДКБ №1, читайте в материале РИА «Воронеж».

Какие качества нужны больничному клоуну

Красный нос и причудливый костюм – такой образ клоуна нам знаком из цирка. У больничного клоуна есть и то и другое, но все же это не просто артист.

Больничный клоун помогает ребенку справиться со стрессом, пережить болезненную процедуру, расслабиться и успокоиться, а порой просто отвлечься, поиграть и пошалить. Он меняет в палате саму атмосферу, которая останется и после его ухода и приблизит ребенка к выздоровлению.

Наталья Шабанова

– Общение с больными детьми – очень деликатная тема. Нужно соблюдать баланс – где-то пожалеть, где-то подбодрить. Клоуном может быть только чуткий, понимающий, очень добрый человек, – рассказала координатор проекта «Клоунский патруль» Наталья Шабанова.

Больничный клоун в работе с детьми использует игру, юмор, фокусы, музыку, жонглирование. Но так как он находится на расстоянии вытянутой руки от ребенка, у него не должно быть яркого грима, бутафорского наряда, широких жестов.

Екатерина Гурьева

– Не надо хохотать, достаточно улыбки. Дети при близком контакте сразу чувствуют ложь, чрезмерную наигранность, – считает тренер клоунов Екатерина Гурьева.

Больничный клоун сотрудничает с психологами и врачами. В палату он может зайти только с разрешения ребенка. Визит в больницу длится от двух с половиной до трех часов. За это время пара клоунов посещает несколько палат в одном отделении.

Серьезный отбор

  • Желающих стать больничными клоунами было больше, чем ожидали в «ДоброСвете». Кандидатов сначала отбирали по анкетам, потом пригласили на собеседование. На нем нужно было не только отвечать на вопросы, но и показать свои творческие способности.

    После первого блока обучения, когда стал понятен общий уровень актерского мастерства в команде, в школе осталось 11 будущих клоунов.

    – Мы не гнались за количеством. Учеба предстояла интенсивная – шестичасовые занятия один раз в две недели. Важно было, чтобы ребята относились к ней серьезно, рассчитывали свое время и силы, – рассказала Наталья Шабанова.

    Обучение

    Татьяна Малмыгина

    Татьяна Малмыгина загорелась больничной клоунадой три года назад. Узнав о «Клоунском патруле», сразу отправила анкету. По первому образованию она учитель музыки, была волонтером-аниматором в психоневрологическом диспансере.

    Игорь Кукуев

    Игорь Кукуев – тренер по импровизации и публичным выступлениям. На сцене он со школьных времен.

    Юлия Пивоварова девять лет играет в «Театре равных».

    Несмотря на разнообразный творческий опыт, участники сходятся в одном: клоунада – отдельный вид искусства.

    Юлия Пивоварова

    – Для меня было новым то, что в клоунаде нет заранее подготовленного сценария. Все происходит здесь и сейчас. Нужно ориентироваться на обстоятельства, свои чувства и чувства окружающих людей, тогда все сложится удачно, – поделилась Юлия.

  • Учились будущие клоуны три месяца. Из Казани к ним приезжала тренер Екатерина Гурьева.

    – Я поняла, что это мое предназначение. Если занимаешься клоунадой, то нужно постоянно практиковать, а не только в больнице или во время учебы. Но то, чему учишься в клоунаде – импровизировать, перестраиваться, извлекать опыт из ошибок, – очень помогает и в семье, и в работе, – рассказала Екатерина Гурьева.

    В обучении было пять блоков. О страхах, мотивации, самопомощи и ресурсах говорили на вебинарах с психологом, которые проходили в онлайн-формате.

  • На тренингах учились взаимодействовать в парах, чувствовать партнера. Это важно, потому что к детям клоуны приходят тоже в паре, чтобы помогать друг другу, давать передышку тому, кто устал.

    На занятиях искали свой образ, узнавали и лучше понимали себя. Обучение больничной клоунаде предполагает глубокую внутреннюю работу, ежедневные практики, развивающие чувство сопереживания, внимательность, стрессоустойчивость. Взрослым людям, которые любят все контролировать, непросто делать упражнения на раскрепощение, играть и баловаться.

    – Однажды нужно было на занятии очень заинтересованно изучать пол или болтик на стуле – трогать, рассматривать, может, лизнуть. Такое возможно, если почувствуешь себя ребенком, «выключишь» голову, – отметил Игорь Кукуев.

  • Чтобы раскрепоститься, участники, кроме всего прочего, гуляли по улицам города в клоунских нарядах.

    – Это было самым ярким моментом для меня. Я не смущалась и не стеснялась, прямо летала под музыку и радовалась улыбкам прохожих, – поделилась Татьяна Малмыгина.

    Были в школе и танцевальные занятия, и уроки жонглирования. Отдельный блок был посвящен работе в больнице: как там все устроено, как вести себя в этой обстановке.

    Поиск образа

    Во время учебы будущие клоуны собирали свой образ постепенно – из особенностей характера, манеры двигаться и говорить. Не нужно было ничего придумывать, только найти клоуна внутри себя.

    Например, Татьяна Малмыгина превращается в восточную красавицу Сесе (на китайском – «спасибо») в ярко-алом сарафане, с белой панамой на голове. А еще в компании есть хулиганистый клоун Жвачка с красным шарфиком и в кепке.

    – Он непослушный, активный и заводной, но может и погрустить. Клоун должен быть разным. Если он всегда веселый, это может в какой-то ситуации помешать, – рассказал Игорь Кукуев.

  • Юлия Пивоварова пока не определилась с образом окончательно.

    – На одном из мастер-классов я поняла, что моя стихия – воздух. Хочется подчеркнуть это своим костюмом. Что-то летящее и легкое, – поделилась она.

    Костюм для клоуна имеет большое значение с психологической точки зрения – он помогает перевоплотиться, оставить все заботы и проблемы за дверью.

    «Сиять» – завершающее упражнение в школе клоунов. Надеть нос, зайти в комнату и поменять в ней атмосферу без каких-либо действий – только присутствовать и дарить то, что внутри.

    – Важно поверить в свою силу. Тебе не нужно много реквизита, чтобы отдавать свое внимание и внутреннее тепло. Это было мое главное напутствие перед выходом учеников школы к детям, – рассказала Екатерина Гурьева.

    Первый выход

    В детское отделение онкогематологии больничные клоуны пришли 11 сентября. Екатерина Гурьева была с ними. От идеи прийти в образе клоуна она отказалась, решила, что ее ученики должны привыкать работать самостоятельно.

    Клоуны переоделись в отдельном кабинете, немного потанцевали и, напевая песенку, поехали на третий этаж. Кто-то свистел в свисток, кто-то гремел погремушкой. В тихой больничной обстановке – необычное зрелище. Потом клоуны разделились на пары и зашли к детям. В отделении находятся пациенты от полутора до 18 лет – к каждому нужно найти подход.

    – Встретили нас по-разному: кто-то был уставшим, например подростки, кто-то активно играл и радовался, кто-то был под капельницей и просто наблюдал за нами. Постепенно переживания уходили, неожиданно включились знания, которые нам давали на обучении, и мне стало спокойно, – поделился Игорь Кукуев.

    Юлия Пивоварова рассказала, что время в образе клоуна пролетело незаметно. Она почувствовала огромный всплеск энергии, от детей совсем не хотелось уходить – только идти дальше и дальше по палатам.

    – От ребят и от родителей был большой отклик. Они улыбались, верили в наши игры, сыпали, например, «волшебную пыль» на свой завтрак. Мне казалось, что я могу горы свернуть, – вспоминает Юлия Пивоварова.

    В отличие от Игоря и Юлии Татьяна Малмыгина совсем не волновалась. Более того, она призналась, что больше переживала, выступая перед коллегами, чем перед детьми. Ее клоунесса Сесе была плаксива и меланхолична, плакала, потому что хотела съесть курицу, шла на запах, но нигде не могла ее найти.

    Позитивная и яркая Мася, которая была в паре с Сесе, утешала и обнимала ее. В игру быстро включились девочка Маша и ее мама. Они тоже пытались помочь Сесе найти курицу.

    – Мы поменяли атмосферу, настроение в палате. Классно, когда тот, кто устал от больницы, начинает улыбаться. Мы делаем это не только для детей, но и для родителей, – сказала Татьяна.

    Приходить к маленьким пациентам онкогематологического отделения ВОДКБ №1 клоуны будут раз в неделю.

    На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.