Слепой певец из воронежской глубинки исполняет оперные арии и русский шансон
Алексей Попенков не только замечательно поет, но и на многих инструментах играет и хором дирижировать может.
Леонид Шифрин, 15 января 2014, 19:01
В 2004 году Алексей был участником фестиваля эстрадного пения «Филантроп» в Москве, в 2005 году выступал на Всероссийском фестивале эстрадного пения «Подмосковные соловьи» в городе Ступино. Он показал себя и на Всероссийском фестивале эстрадного пения в Челябинске, и в областном фестивале «Красная Гвоздика» в Воронеже, где занял первое место. Впрочем, это тот самый случай, когда не место красит человека...
В период беременности мама Алексея Александра Ивановна перенесла болезнь Боткина, и сын родился слепым.
– Он раньше начал петь, чем говорить, – вспоминает Александра Ивановна. – Я сама долгие годы пела в нашем сельском хоре, но сын, скорее всего, пошел в своего деда, моего отца – Ивана Кирилловича Пожидаева. Тот был настоящим музыкантом, известным на всю округу – он и отменно пел, и на многих инструментах играл.
Его взгляд на музыку
Алексей в жизни всего добивался сам. Первый раз в первый класс он пошел в спецшколу для слабовидящих и незрячих. После нее окончил воронежское областное училище культуры в Боброве. А после – тамбовский (высшее музыкальное образование в Воронеже получить не удалось – документы не приняли из-за недуга) музыкально-педагогический институт имени Сергея Рахманинова, получив диплом руководителя народного хора. Причем и в Боброве, и в Тамбове он был единственным незрячим студентом.
А сегодня по Интернету гуляют ролики с его концертами, где он исполняет своим дивным баритоном и оперные арии, и шансон, и народные песни.
– Еще в школе я понял, что музыка – это на всю жизнь, – говорит Алексей. – У меня был вариант – учиться на массажиста в специальном училище в Кисловодске, но вовремя остановился – зачем заниматься нелюбимым делом…
Музыкант поднимается с дивана и с грациозной точностью преодолевает узкое пространство между ним и дверью. И тут же, спиной чувствуя удивленный взгляд гостей, продолжает.
– Я всегда точно ощущаю любое препятствие на расстоянии 5-7 метров. Отнял бог зрение, а взамен, видимо, дал что-то другое. Когда я лечился в центре реабилитации в Курской области, у нас были практические занятия по ориентировке в пространстве при помощи трости. А я все препятствия ощущал за несколько метров.
Мы вышли пройтись с Алексеем по деревенской улице. Он действительно шел без палочки, да так уверенно, что журналисты за ним едва поспевали.
Женщины – по Брайлю
У Алексея есть подруга по переписке, имени ее он называть не стал, сказал только, что учились вместе, стало быть, она тоже музыкант. «Я женщин тоже выбираю по Брайлю – наощупь», – шутит он. А родители добавляют: «Мы в Лешкину личную жизнь не лезем, приведет в дом жену, только рады будем, главное, чтоб ему нравилась. Внуков хотим понянчить, Лешка-то у нас один ребенок».
А с работой – где ее искать, как не в Воронеже? Потому Алексей, человек известный на всем юге области, собирается приехать в областной центр пообщаться с чиновниками от культуры на эту тему – он ведь не только замечательно поет, но и на многих инструментах играет, и хором дирижировать может.
– Когда учился в Тамбове, бывало, с ребятами шли в кафе. Денег, как водится, у студента – кот наплакал. Что делать, а тут еще с девчонками хотели познакомиться. Пару раз мой приятель попросил музыкантов отдохнуть, а меня пустить к микрофону. Те поломались, но разрешили. А я вышел и спел «Я люблю тебя до слез». И тут же девчонки наш столик облепили. В другой раз я тоже что-то спел, а какой-то парень из зала после заказал мне «Кони привередливые» Высоцкого, тысячу рублей заплатил за эту песню. Правда, музыканты, по-моему, «темную» нам собирались устроить, мы-то у них хлеб отбивали. Так порой и зарабатывал по чуть-чуть, – рассказывает Алексей.
В хорошей компании Алексей поет и Михаила Круга, и Владимира Высоцкого, и советскую эстраду. Из оперных певцов нравится Дмитрий Хворостовский, именно классическая опера и романс – особая страсть певца. Специально для нас он прямо возле забора родительского дома исполнил фрагмент романса Александра Даргомыжского «Ночной эфир струит зефир».
Поодаль шли мужики в магазин. Услыхали нечто «нездешнее», остановились. Опознав исполнителя, почесали в затылках и зашагали дальше, удивленно качая головами.