Следствие ужесточило обвинение антиникелевым активистам из Воронежской области
Михаилу Безменскому и Игорю Житеневу инкриминировали вымогательство.
Дмитрий Александров, 16 марта 2015, 14:42
Следственный департамент МВД РФ изменил статью обвинения антиникелевым активистам Михаилу Безменскому и Игорю Житеневу, сообщила газета «КоммерсантЪ» в понедельник, 16 марта, со ссылкой на их адвокатов. Вместо мошенничества в особо крупном размере следствие вменило активистам более тяжкую статью – вымогательство в особо крупном размере. Безменский и Житенев по-прежнему находятся в СИЗО.
Адвокат Алексей Ветринцев, представляющий интересы Игоря Житенева, сообщил «Коммерсанту», что Генпрокуратура в марте вернула дело о вымогательстве 24 млн рублей у представителя Уральской горно-металлургической компании (УГМК) на доследование в МВД.
По данным следствия, экоактивисты потребовали от представителей компании «УГМК-Холдинг» крупную сумму за прекращение протестов против разработки медно-никелевых месторождений в Новохоперском районе Воронежской области. 26 ноября 2013 года силовики в Воронеже задержали бывшего участника общественных движений «В защиту Хопра» и «Стоп Никель» Михаила Безменского. Незадолго до этого Безменский, как считают следователи, получил 15 млн рублей от представителя «УГМК-Холдинг», пообещав «убрать всех казаков» и прекратить протесты. Вскоре в Борисоглебске московские полицейские задержали бывшего атамана Национальной культурной автономии казаков Новохоперска Михаила Житенева – он якобы также вымогал деньги у «УГМК-Холдинг». В общей сложности следствие инкриминировало им вымогательство 24 млн рублей – Безменский якобы до задержания получил от представителей компании еще 9 млн рублей и потратил их на личные нужды, в том числе на покупку автомобиля премиум-класса.
Суд отправил Безменского и Житенева в СИЗО. В следственном изоляторе экоактивисты провели уже более года.
Изначально следствие вменило им вымогательство в особо крупном размере (ч. 3 ст. 163 УК РФ, до 15 лет лишения свободы), осенью 2014 года переквалицировало обвинение на более мягкую статью – мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ, до десяти лет лишения свободы), в марте 2015 обвинение вернулось к первоначальной позиции – вымогательство.
В октябре 2014 года Новохоперский райсуд приговорил к 2,5 годам колонии Михаила Боярищева – его признали виновным в поджоге лагеря геологов в Новохоперском районе 22 июня 2013 года. Участники протестной акции – около 100 человек – устроили погром в поселке геологов на Еланском месторождении, где велись разведочные работы, и подожгли две буровые установки. Помимо Боярищева, личности других поджигателей силовики установить не смогли, так как «их лица были закрыты».
Представители УГМК после задержания Безменского и Житенева заявили, что после событий 22 июня восприняли угрозы экоактивистов всерьез и якобы потому решили платить им, чтобы протестов не было.