Скульптуры помолодеют. В Воронеже выбрали лучшие проекты памятников военной тематики
В конкурсе «Память поколений» победили воронежцы, москвичи и пермяки.
Леонид Шифрин, 14 апреля 2020, 17:59
В правительстве Воронежской области подвели итоги открытого конкурса «Память поколений» в понедельник, 13 апреля. Комиссия рассмотрела 44 макета монументов на тему Великой Отечественной войны. Результаты конкурса помогут в замене устаревших скульптур на воинских захоронениях региона. Каково видение памятников на тему войны у современных авторов из разных регионов России – в материале РИА «Воронеж».
Имена победителей
За проведение конкурса отвечал департамент по развитию муниципальных образований Воронежской области. Отбор принял федеральный масштаб – свои работы прислали не только местные авторы, но и москвичи и пермяки.
– В прошлом году мы поменяли скульптуры на 15 воинских захоронениях региона и поняли, что работу эту нужно продолжить, – пояснил руководитель департамента Василий Тарасенко.
Конкурсные работы в пяти номинациях в течение недели оценивали 12 членов комиссии: дизайнеры, художники и архитекторы. Для полной объективности все работы были представлены без указания авторства. Конверты с личными данными конкурсантов, которые заняли три первых места в каждой номинации, вскрыли только на заседании оргкомитета.
В номинации «Фигура воина-освободителя в каске с автоматом в руке в полный рост» победил художник Евгений Шевченко, представляющий московскую студию «ИП Лебедев».
В номинации «Фигура скорбящей женщины» лучшими признали две работы: Валентины Яковкиной из Перми и волгоградца Владимира Серякова, также представлявшего московскую студию «ИП Лебедев».
В номинации «Коленопреклоненная фигура солдата со склоненным знаменем» победителей тоже двое: воронежец Владимир Петрихин и вновь Валентина Яковкина.
Кроме того, Владимир Петрихин стал лучшим в номинации «Фигура воина-освободителя в пилотке с винтовкой в полный рост».
В номинации «Фигура красноармейца в буденовке в полный рост» победила работа известного воронежского скульптора Максима Дикунова.
Возможно, конкурс станет ежегодным
По правилам конкурса, стоимость изготовления скульптуры с доставкой и установкой не должна превышать 1,5 млн рублей. Скульптуры будут принимать в работу при условии оформления на нее авторского свидетельства.
– Когда восемь лет назад мы начали заниматься восстановлением военно-мемориальных объектов, материалы были дороги, – признался глава департамента Василий Тарасенко. – Но за последние годы появились новые современные композитные материалы (фибробетон, фибро- и стеклопластик), и сейчас в среднем трехметровая скульптура стоит в пределах 1,5 млн рублей. Раньше такая же обошлась бы в разы дороже.
Все представленные на конкурс работы (как и те 15, что установили в регионе в 2019 году) выглядят современно.
– Конкурс не был приурочен именно к 75-летию Победы. Юбилей пройдет, а работа по замене скульптур останется. Одна из главных целей – создание банка макетов монументов, чтобы людям, если у них в населенном пункте нужно менять памятник, было из чего выбрать. Решение об установке того или иного памятника примут на сходе сельчан. Главное, чтобы инициатива шла от самих жителей, – подчеркнул Василий Тарасенко.
Электронную версию альбома с эскизами скульптур разместят в свободном доступе. Каждое муниципальное образование сможет воспользоваться таким альбомом. Глава муниципалитета предложит жителям возможные варианты, а те выберут понравившийся.
В Воронежской области около 80 памятников Великой Отечественной войны, которые требуют скорейшей замены. Всего в регионе 599 воинских захоронений периода Гражданской и Великой Отечественной войн, на братских могилах установлено порядка 200 скульптур. Где-то солдат вместо автомата держит кусок доски, имитирующий автомат, где-то на скульптуре появились трещины.
– Теперь люди могут сами определять, что ставить взамен обветшалого памятника. В следующем году, думаю, мы расширим перечень номинаций. Допустим, в Верхнехавском районе стоит памятник летчику, а фигуры летчика в номинациях этого года не было. В Петропавловском районе есть село Краснофлотское, где стоит памятник матросам, погибшим в Гражданскую войну, такая номинация тоже не была предусмотрена. Так что конкурс, возможно, станет ежегодным, – анонсировал Василий Тарасенко.
Тема, близкая всем
Главный эксперт отдела программного управления и инициативного бюджетирования департамента по развитию муниципальных образований Сергей Дыханов так оценил итоги первого конкурса:
– Уровень работ оказался высоким. Хотя это всего лишь модели, которые в ходе изготовления полноростовых фигур будут меняться в лучшую сторону. В базу данных мы внесем все победившие конкурсные работы. Люди смогут выбрать любой памятник. Например, если жители согласовали понравившийся макет конкретной скульптуры, то глава поселения сможет связаться с автором и заказать у него изготовление.
Корреспондент РИА «Воронеж» также пообщался с победителями конкурса и их работодателями.
Владимир Петрихин, воронежский скульптор:
– Я давно езжу по области и вижу военные памятники. Многие скульптуры от времени находятся не в лучшем состоянии. Часто главы поселений просят меня подлатать, подремонтировать. Чем могу, помогаю. А когда появилась возможность принять участие в таком конкурсе, я с радостью откликнулся. Тема мне близка: я являюсь автором памятника жительнице Семилук Прасковье Щеголевой, которая погибла вместе с детьми, но не выдала раненого советского летчика фашистам. Делал я и памятник «Воронеж – родина ВДВ» на улице Генерала Лизюкова.
Максим Дикунов, воронежский скульптор:
– Я впервые участвовал в конкурсе работ на военную тему, хотя таких скульптур у меня немало. Было интересно в чем-то кажущемся обыденным придумывать что-то новое.
Дмитрий Яковкин, замдиректора ООО «Художественный декор» (Пермь):
– В прошлом году мы уже предлагали свои работы для установки в сельских поселениях Воронежской области и в этом году продолжили сотрудничество с вашим регионом. Более пяти лет наше предприятие участвует в подобных конкурсах по всей России. В Туле и в других городах стоят памятники, изготовленные нашими мастерами, а всего у нас работает девять скульпторов.
Константин Мазепа, коммерческий директор московского «ИП Лебедев»:
– У специалистов нашего предприятия был не столько интерес, сколько вызов. Тема изъезжена, и что-то новое придумать непросто, поэтому остается максимально приблизить какой-то конкретный образ к зрителю, чтобы люди сопереживали, глядя на этот памятник. Мы пересмотрели десятки вариантов эскизов, важно было не повторить хорошо известные образы. Всего у нас работают четыре скульптора, которые живут в разных городах и с которыми мы давно сотрудничаем.