Сказочный сон. В Воронеже реконструировали балет «Спящая красавица» 1890 года
Балетмейстер-реставратор Юрий Бурлака восстановил архивную хореографию Мариуса Петипа.
Олеся Шпилева, 1 марта 2019, 19:00
Генеральный прогон балета Петра Чайковского «Спящая красавица» состоялся в Воронежском государственном театре оперы и балета в четверг, 28 февраля. Премьерные показы спектакля в постановке балетмейстера-реставратора Юрия Бурлаки пройдут в пятницу и субботу, 1 и 2 марта, и в пятницу, 19 апреля. Обозреватель РИА «Воронеж» побывала на сдаче спектакля и выяснила, зачем постановщик восстанавливал хореографию XIX века и на что ради этого пришлось пойти артистам.
Красавица, спящая полтора века
Балет Петра Чайковского «Спящая красавица» по сюжету одноименной сказки Шарля Перро впервые поставили в Мариинском театре в 1890 году. Хореографию для спектакля создал выдающийся балетмейстер Мариус Петипа. С тех пор прошло полтора века, но хореография Петипа и сегодня признана эталоном классического балета как в России, так и во всем мире. Именно поэтому Юрий Бурлака решил восстановить танцевальные партитуры по архивным документам.
– Во-первых, кто-то должен этим заниматься. Во-вторых, программка «Спящей красавицы» начинается с моей статьи о том, почему интересно и важно смотреть классический балет XIX века. Это то, на чем строится все остальное. Это наша основа, наше наследие. Любое новое, что происходило после премьеры в 1890 году, базировалось на этом: на отрицании этого, на поддержании его аутентичности, но этот балет всегда был основой. Это то, на чем до сих пор держится театр не только в России, но и во всем мире, – объяснил Юрий Бурлака.
Чтобы воссоздать классическую хореографию, балетмейстер изучал архивные документы Мариинского театра. В 1918 году весь огромный архив театра вывезли из России в Лондон. Затем через аукцион он попал в Америку. Сегодня этот архив помогает многим балетмейстерам по всему миру восстанавливать спектакли Русского императорского балета в традиции XIX века.
«Спящая красавица» – уже второй старинный балет, реконструированный Юрием Бурлакой на сцене воронежского театра: в 2018 году мастер поставил здесь балет Адольфа Адана «Корсар».
– Всегда приятно работать с людьми, которые хотят. Если бы я был разочарован в воронежской труппе, я бы не приехал сюда во второй раз. Да, это постановка на вырост. Но она на вырост большинству театров – и российских, и зарубежных. Дело в том, что «Спящая красавица» – энциклопедия танцев: историко-бытового, характерного, классического. Она до сих пор сложна, до сих пор представляет трудности и для артистов, и для постановщиков. Это всегда хороший стимул, чтобы труппа росла. Многие люди впервые познакомились с балетом именно на спектакле «Спящая красавица», который настолько им запомнился своим разнообразием и поэтичностью, что стал стимулом для их дальнейшей деятельности в сфере этого искусства. Я надеюсь, что и для молодых людей, которые впервые окажутся в музыкальном театре на «Спящей красавице», это станет открытием нового, неизведанного мира русского классического балета, – отметил Юрий Бурлака.
«Рафинированная классика»
Артисты балетной труппы, занятые в спектакле, рассказали, что классическая хореография Мариуса Петипа потребовала кропотливой работы. Танцовщикам пришлось в буквальном смысле вспомнить все, чему они учились в танцшколе.
– Хореография этого спектакля максимально академичная. Все классические позиции должны быть идеальными. Это не такой балет, в котором можно немного не так встать или не довести ногу. Здесь пятая позиция – это пятая позиция, как в учебнике. Приходилось себя дисциплинировать, усердствовать над каждым движением, буквально оттачивать все. Юрий Бурлака – прекрасный педагог. Репетиции с ним вместо часа могли занять три часа, в течение которых мы начинали заново каждую мизансцену, если не получалось идеально выполнить малейшее движение. И так было не только с исполнителями главных партий, но со всеми артистами. Да, это было строго и жестко, но результат того стоит, – рассказал исполнитель партии принца Дезире, премьер Иван Негробов.
Главный балетмейстер театра, в этом спектакле выступавший ассистентом хореографа, Александр Литягин напомнил, что «Спящую красавицу» не случайно называют энциклопедией классического русского балета.
– Эта энциклопедичность видна во всем: в деталях, в мизансценах, в хореографии, в великой музыке Петра Ильича Чайковского. Именно поэтому этот балет живет уже более 100 лет и ставился на лучших балетных площадках мира. Для любой балетной труппы станцевать «Спящую красавицу» в надлежащем качестве – большая трудность и честь. Юрий Бурлака разархивировал хореографический язык XIX века. Эталон должен быть во всем – в руках, ногах и даже движениях глаз и поворотах головы. Это большая сложность и большой стресс. Но мы стремимся быть энциклопедическим театром, – отметил Александр Литягин.
Ранее «Спящую красавицу» уже дважды ставили на сцене воронежского театра – в 1967 и 1983 годах. Все три версии, по словам главного балетмейстера, сильно отличаются друг от друга.
– Все эти балеты были классическими – мы не делали «Спящую красавицу» чрезмерно современной, везде стараясь сохранить заложенное Мариусом Петипа. В то же время новая постановка – наиболее исторически выверенная из них всех. Кроме того, отличаются костюмы и декорации, созданные художником Валерием Кочиашвили, видение режиссера тоже заметно разнится, – сказал Александр Литягин.
Балет «Спящая красавица» – один из самых масштабных в репертуаре воронежского театра по числу артистов. Действие сказки разворачивается в эпоху королей и пышных придворных праздников. В многочисленных сценах балов заняты балетная труппа в полном составе, учащиеся Воронежского хореографического училища, артисты миманса.
– Одним из самых сложных для меня в подготовке к этому спектаклю была работа над его стилистикой. Это такая рафинированная классика. Чистота танца должна быть безукоризненной. Мы прилагали максимум усилий, чтобы сделать все правильно, – рассказала исполнительница партии феи Сирени, солистка Диана Егорова.
Так бывает только в сказке
Сюжет «Спящей красавицы» основан на знаменитой сказке Шарля Перро. У короля и королевы рождается дочь, на ее крестины зовут множество гостей и фей, кроме одной – злой и старой феи Карабос. Чтобы отомстить за то, что ее не позвали, Карабос насылает на новорожденную Аврору проклятие: уколовшись иглой, она погибнет. Фея Сирени смягчает это пророчество: Аврора не умрет, но уснет, и лишь поцелуй любви сможет пробудить ее.
Классический сюжет Шарля Перро и расстановка персонажей сегодня смотрятся немного наивно, но от этого не менее красиво. Солистка Диана Егорова призналась, что партия феи Сирени пришлась ей по душе как воплощение добра, побеждающего зло – фею Карабос. Другим артистам примерка образа далась не так легко. Прима-балерина Марта Луцко, танцующая партию принцессы Авроры, призналась, что характер ее героини совсем не похож на ее собственный.
– Медора (главная героиня балета «Корсар». – Прим. РИА «Воронеж») и Аврора – два совершенно разных персонажа. Мне, если честно, ближе героиня «Корсара» – дерзкая, страстная, способная постоять за себя, а не нежная и слабая, как юная принцесса Аврора. Поэтому мне было тяжело ломать свой характер ради того, чтобы вжиться в образ. К тому же в такую слепую любовь, чтобы быть готовым следовать за увиденным во сне образом, я, если честно, не верю. Но это красивая сказка, и ради спектакля я готова поверить в эту историю, – рассказала Марта Луцко.
Дезире – далеко не первый принц на счету премьера Ивана Негробова. Он танцевал принцев и в «Щелкунчике», и в «Лебедином озере», и в «Золушке» и других балетах.
– Конечно, все принцы довольно похожи друг на друга: во-первых, все они очень манерные, а еще влюбчивые, романтичные, элегантные. В то же время каждого принца нужно играть немного по-разному. Когда ты исполняешь роль принца, ты, выходя на сцену, должен чувствовать себя выше все остальных. Это должно быть сразу заметно. Этот образ мне давно знаком. Но в жизни я другой – уж точно не настолько манерный. В то же время мог бы я, увидев прекрасную девушку во сне, пойти за ней и разбудить ее своим поцелуем? Однозначно да, – рассказал Иван Негробов.
Балет «Корсар», поставленный Юрием Бурлакой в воронежском Оперном в 2018 году, получил пять номинаций на национальную театральную премию «Золотая маска». Но на работу над новым балетом это не повлияло.
– Ставя этот спектакль, мы не думали о номинациях и премиях. В первую очередь, мы надеемся, что балет будет интересен зрителям. Мы ждем, что наша труппа и оркестр будут соответствовать тому качеству, которого требует исполнение «Спящей красавицы», и мы ждем аншлаги на показах, – сказал Александр Литягин.
На показы «Спящей красавицы» 1 и 2 марта билетов уже нет. В следующий раз новый балет можно будет увидеть в пятницу, 19 апреля. Билеты можно приобрести в кассах театра или онлайн.