Сказочная игра. В лицее Воронежской области развивают шахматы как обязательный предмет
Эксперимент длится уже 5-й год и приносит результаты
Светлана Тарасова, 3 мая 2021, 14:00
В Воронежской области школы, где шахматы сделали обязательным предметом, можно пересчитать по пальцам. Лицей №4 в Россоши – одно из них образовательных учреждений. Здесь уже пятый год малышей первых – четвертых классов во время школьных занятий обучают азам игры. Недавно команда лицея победила на региональном этапе и стала третьим призером ЦФО Всероссийского турнира по шахматам на кубок Российского движения школьников.
Зачем детям «обязательные» шахматы – в материале РИА «Воронеж».
Гимнастика для ума
Сделать шахматы обязательным предметом Минпросвещение собиралось давно. Изменения федеральной образовательной программы на этот счет готовились с 2017 года. Тогдашняя глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила: «Я убеждена, что в школе должны играть в шахматы. Со статистикой трудно спорить. В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35−40%. Эта интеллектуальная игра развивает ребенка».
Исследования также показали, что шахматы улучшают способности к аналитике, планированию и быстрому мышлению. Но любое новшество, особенно в школьном образовании, пробивает себе дорогу, как правило, со скрипом. Нашлись и противники нововведения – те, кто заявил: «Зачем нагружать и без того загруженных детей? Хотят научиться играть – пусть идут в шахматный кружок». Но некоторые руководители учебных заведений все же рискнули попробовать.
Лицей №4 – физико-математический. Это престижное учебное заведение Россоши, куда детей свозят со всех концов города. Популярности ему только добавил тот факт, что пять лет назад один урок физкультуры в начальной школе заменили «гимнастикой для ума» – шахматами. Бывший директор лицея Александр Хиценко сам большой поклонник этой игры. Он и решил в рамках своего учебного заведения провести такой эксперимент. Самым трудным было отыскать преподавателя. Чтобы увлечь чем-то ребенка, самому нужно быть увлеченным, а еще – иметь соответствующий уровень и педагогическое образование. В шаговой доступности отыскать такого человека не удалось. Пришлось «слать гонцов» в столицу.
Из Москвы в Россошь
Алексей Шевченко родом из здешних мест, но после окончания Воронежского педуниверситета уже семь лет как жил в столице и женился на москвичке. Сначала преподавал там в школе физику и математику, потом – шахматы в детских центрах. Алексей – КМС по шахматам и победитель множества шахматных турниров, в том числе международных.
– Мне позвонил прежний директор лицея №4 Александр Иванович и предложил стать учителем по шахматам. Сказал, что откроет в школе такой предмет, если я приеду. Это был смелый шаг с его стороны. У нас в Россоши, да и во всей Воронежской области, в то время не было школ, где бы преподавали шахматы как предмет, – поделился с корреспондентом РИА «Воронеж» Алексей Шевченко.
Его супруге было довольно непросто променять столицу на провинцию, да и самому Алексею было что терять. Однако они подумали и все же отправились в Россошь. И не пожалели. Оба занимаются любимым делом – жена Алексея Анастасия тоже теперь учит детей играть в шахматы, но в детском центре.
Довольны и в школе – ученики демонстрируют хорошие результаты, становятся победителями на всевозможных соревнованиях. В 2020 году лицей победил в конкурсе на лучшее преподавание шахмат в Воронежской области, организованном российской Федерацией шахмат.
– В детстве я занимался шахматами самостоятельно, секций тогда не было. Азы шахматного искусства постигал через книги. Чтобы применить знания на практике, ждал соревнований – они были тогда раз в три – шесть месяцев. Сейчас проще – зашел в интернет на определенный ресурс, и у тебя соперники любого уровня, играй не хочу, – заметил Алексей Шевченко. – Правда, желающих играть от такой доступности больше почему-то не стало.
Думать, играть и обыгрывать
По мнению Алексея Шевченко, шахматы, как и любой спорт, дисциплинируют и закаляют нервную систему.
– Стресс на соревнованиях даже больше, чем в традиционном спорте. Когда есть физическая активность, происходит эмоциональная разрядка. А тут ты сидишь в напряжении, и одна партия может длиться четыре часа. Пульс в момент цейтнота поднимается до 140 ударов. У тех, кто играет в шахматы, выше способность обрабатывать большие объемы информации. Нужно много читать, много помнить. Мышление тоже прокачивается. Шахматы развивают пространственное воображение. Расчет вариантов за шахматной доской – это не формула, а визуализация той позиции, которая должна получиться. Нужно уметь абстрагироваться. Работает не логическое мышление, а в первую очередь пространственное. Редко что еще может дать такую нагрузку мозгу, – считает учитель.
По его словам, способного ребенка видно сразу, но никогда нет уверенности в том, что из него что-то выйдет.
Двенадцатилетний Никита Ольшанский из 5 «Б» – один из тех, на кого Шевченко делает ставку: мальчик входит в сборную школы по шахматам и достойно ее представляет на соревнованиях. Среди его любимых предметов, кстати, не только шахматы, но и математика, история.
– У меня первый юношеский разряд. Я три года занимаюсь шахматами. Научился в школе – дома у меня не играют. На уроках шахмат оценки не ставят, просто учат базовым навыкам – как играть, разбирают дебюты разные. Мне очень понравилось играть, и я стал ходить к Алексею Игоревичу на дополнительные занятия, – рассказал мальчик.
Семиклассница Маша Шпица – круглая отличница. Ее отец тоже увлекается шахматами, но Маша его давно переиграла, поэтому ждет не дождется турниров, где может сразиться с достойными соперниками.
– Я с четвертого класса стала играть. Научилась здесь, в школе. Люблю трудные задачи, поэтому эта игра мне подходит, – с улыбкой сообщила девочка.
Восьмиклассница Александра Богунова тоже отличница.
– Я играю пятый год, с четвертого класса, у меня уже первый юношеский разряд. Раньше с дедушкой играла, но теперь он не дотягивает до моего уровня, ищу соперников по интернету. Иногда, когда я засыпаю, вижу шахматную доску и представляю, как передвигаются фигуры. В этой игре очень много страсти, – считает Александра.
Богдану Кузнецову 14 лет, из них пять он занимается шахматами. У него уже третий взрослый разряд. Богдан тоже школьный чемпион. Кроме шахмат, увлекается греко-римской борьбой, в которой также стал одним из лидеров.
– Мне тяжелее даются шахматы, – признался парень. – Игра может затянуться на много часов, а схватка длится не больше нескольких минут. На турнирах по шахматам затекают ноги и очень устаешь морально. Но я люблю играть, думать, обыгрывать. Победа в этой игре приносит, пожалуй, больше удовлетворения, чем где бы то ни было.
Реальная история
На популярность игры много что влияет. К примеру, в советские времена, когда Россия была лидером в шахматном мире, играли чуть ли не в каждом дворе. В 90-е популярность шахмат пошла на спад. А в последнее время к игре снова проснулся интерес. Не последнюю роль сыграл в этом сериал «Ход королевы», который недавно вышел на мировые экраны. Число пользователей, которые стали заходить на всевозможные шахматные ресурсы в интернете, после его показа выросли в разы.
– «Ход королевы» – солидный фильм, – уверен Шевченко. – Его консультантом был Гарри Каспаров, так что шахматное содержание достойное, все позиции настоящих партий. Да и сама история реальная. Только случилась она не с девочкой, а мальчиком. Она о жизни Бобби Фишера. Был такой уникум, самородок. В 1972 году стал чемпионом мира, обыграв советского чемпиона Бориса Спасского. А до победы Фишера была гегемония советских шахматистов. У него не было тренера – мальчик из Бруклина, бросил школу в седьмом классе, потому что там никто не умел играть в шахматы. Выучил русский язык, чтобы читать книги по шахматам. Переживания, скандалы, интриги в фильме тоже соответствуют шахматной игре, особенно на таком уровне. У Фишера, к примеру, была своего рода паранойя – ему казалось, что на соревнованиях в стулья вшивались прослушивающие устройства, и он заставлял их вскрывать.
На уроке по шахматам в 1 «А» тоже кипят страсти.
В классе 14 девочек. На школьной доске – плакат с шахматной. Алексей Шевченко терпеливо рассказывает, что такое шах, мат и рокировка. Потом предлагает детям поиграть. Предупреждает: «Во время игры нельзя хрустеть, шуметь и мешать».
Дети с головой уходят в шахматные партии. Одна девочка, проиграв, начинает горько плакать. Учитель ее утешает, предлагая попробовать еще раз.
Семилетняя Карина Данченко призналась корреспонденту РИА «Воронеж», что никогда не скучает на этом уроке:
– Я раньше про шахматы знала только то, что это сказочная игра, где есть короли и королевы, а теперь поняла, что это очень интересно.
Ее ровесница Аня Лаптиева похвасталась, что еще ни разу не проиграла:
– Я только научилась, но уже всех обыгрываю. У меня дома никто не играет, я пыталась их научить – не хотят. Пришлось скачать на телефон программу и там играть. Меня очень захватывает.
Глава администрации Россошанского района Юрий Мишанков поддерживает развитие шахмат в своем районе.
– В наших планах – открытие школы шахмат. Этот положительный опыт надо развивать и дальше, не ограничиваясь только одним лицеем №4. Было бы неверно не использовать опыт, знания, стремление и инициативу тренера и учителя Алексея Шевченко. На данный момент подыскивается помещение для проведения занятий для 30−40 человек одновременно и организации там соревнований, – отметил Юрий Мишанков.