Швейцарские артисты погрузили воронежцев в виртуальную реальность
Спектакль показали на Платоновском фестивале.
Олеся Шпилева, 12 июня 2019, 15:45
Спектакль VR_I швейцарской компании Жиля Жобена и Artanim показали в Воронеже на Платоновском фестивале во вторник, 11 июня. Показы продлятся до 16 июня.
Площадкой для представления стал большой репетиционный зал Камерного театра. Одновременно посмотреть 20-минутное виртуальное шоу могли всего пять зрителей, а за день показов – около сотни. На каждого из них на площадке надели ранцы с компьютерами, VR-очки, наушники с микрофоном и датчики захвата движений на руки и ноги. Надев очки, участники спектакля оказывались в виртуальном пространстве. В нарисованной реальности было предусмотрено пять аватаров для зрителей. Благодаря технологиям захвата движений, эти аватары могли свободно двигаться в виртуальном мире.
– Сегодня виртуальная реальность – популярный аттракцион, доступный всем даже в домашних условиях. Но человек, надевающий VR-очки, как правило, действует в одиночку, он наедине с собой. Главная особенность нашего спектакля именно в том, что пять человек могут взаимодействовать между собой, видеть друг друга и разговаривать внутри виртуальной реальности, – рассказал VR-оператор Камило Ян Квентин Де Мартино.
По словам создателей спектакля, они нередко сталкивались с забавными реакциями зрителей, которые видели свои аватары. В шоу все они разного пола и расы. И кому какой достанется, заранее неизвестно.
Надев очки, зрители попали в каменную пещеру. Вдруг она поднялась в воздух, и оказалось, что это был камень, накрывавший людей, а на самом деле они в пустыне, окруженные гигантами в футуристических костюмах. Великаны заинтересовались посетителями и, склонившись над ними, начали внимательно их изучать. Зрители тоже пристально смотрели на хозяев этого мира, но прикоснуться к ним было невозможно – при попытке потрогать голограмму рука проходила сквозь изображение.
Затем появились виртуальные люди обычного размера – и начали танцевать. Хотя спектакль называется хореографическим и даже участвовал в европейских танцевальных фестивалях, медленные и плавные движения виртуальных танцоров были скорее похожи на разминку перед ушу или цигуном, чем на хореографию. Сменилось еще несколько декораций, в которых появлялись все новые танцовщики – они двигались разрозненно и хаотично. При этом зрители могли оставаться наблюдателями, а могли присоединиться к танцам.
– Конечно, и у танцовщиков во время создания представления был ограничен набор движений из-за закрепленных на них датчиков. И зрители не могут, например, скрещивать руки и ноги. Но танцевать им и необязательно. Они могут просто «зависать» в этом пространстве, смотреть по сторонам, изучать. Но, как правило, когда зрители оказываются окружены таким количеством танцующих фигур, они сами начинают невольно повторять какие-то танцевальные движения, и это очень здорово, – рассказала ассистент хореографа Сусана Панадес Диаз.
Стопроцентного эффекта попадания в удивительный новый мир не возникло, потому что графика внутри виртуальной реальности напоминала не самую современную компьютерную игру. В то же время, благодаря тому, что VR-очки полностью закрывали лицо, зритель оказывался погружен и вовлечен в эту игру. Странные танцующие гиганты в этом нарисованном мире казались божествами, управляющими всеми процессами и наблюдающими за нелепо двигающимися людьми. В какой-то момент один из великанов снова накрыл зрителей камнем-пещерой, и представление закончилось.
– Мы вносим значимый вклад в процесс наполнения виртуальной реальности художественным контентом. Существуют самые разные компьютерные игры, видео, которое можно смотреть в VR-очках, но почти нет искусства. Лично я вижу виртуальную реальность как новое пространство, где можно развивать искусство. Вспомните, как развивался кинематограф. Он создавался не как альтернатива какому-то из видов искусства, он просто появился, он был новым, и он стал развиваться самостоятельно. То же самое и с виртуальной реальностью. Мы стоим на пороге открытия нового изобразительного средства, нового художественного пространства, – сказал технический директор проекта Хюго Кан.
Билеты на представление еще есть в наличии на официальном сайте форума искусств.