Шоумен Сергей Стиллавин в Воронеже: «Сегодня на телевидении нет места доброте»
Ведущий – о стереотипах и умении работать.
Анастасия Сарма, 11 декабря 2016, 16:53
Телерадиоведущий Сергей Стиллавин встретился с журналистами и зрителями на церемонии награждения победителей ноябрьского этапа конкурса «Правила роста» в ресторане Balagan City в субботу, 10 декабря. Корреспондент РИА «Воронеж» собрала самые яркие высказывания шоумена о «кухне» ток-шоу, магии голоса диджея, женщинах за рулем и восстании машин.
«Радио дает почву для фантазии»
– Радио – свежий продукт, его надо слушать вживую, потому что вся его магия заключается в импровизации. Любая публичная профессия ориентируется на людей, которые лохи в «кухне». Точно так же, сидя в парикмахерской, невозможно оценить работу парикмахера. Самый большой комплимент о своей работе, который я слышал от несведущих людей, – «поболтал и получил бабки». Вот что такое, с точки зрения обывателя, работа радиоведущего.
Человеку со стороны кажется, что у меня всегда легкое настроение, язык без костей и что я говорю то, что вздумается. Никого не волнует, что я встаю в пять утра, но я и не жалуюсь. Я из тех ведущих, которые больше опираются на смысл, а не на манеру произнесения слов. Меня не интересует, как сказать, потому что за формой часто скрывается отсутствие содержания. Я мог бы объявлять песни, как это делают 90% линейного музыкального эфира. И, кстати, это очень талантливые люди.
Счетчик такого радиоведущего устроен так: тебе дается 14 секунд эфира, чтобы сказать фразу, которую ты не говорил месяц назад, которую ты не скажешь завтра, которая бы никого не утомила, но и никому бы не запомнилась. В этом – искусство ведущих музыкальных программ. Но я человек другого свойства – мне хочется донести смысл. К сожалению, многим кажется, что я болтаю ерунду, но эти люди развращены музыкальным радио, где смысл не важен. Ради интереса включите телевизионный эфир в режиме радио, просто послушайте текст программ – вам покажется, что это вообще какой-то бред. Там нет никакого литературного смысла. На «телеке» все заточено под картинку.
В этом смысле у радио нет других инструментов – ты должен с помощью голоса дать человеку что-то представить. К сожалению, люди сейчас мало читают. Они разучились представлять себе по слову что-то. Популярность набирают комиксы, когда тебе дается готовая раскадровка. А литература и радио дают почву для фантазии.
Когда я начинал на радио, и моя физиономия еще не была узнаваемой, в зависимости от того, с какими интонациями я говорил в эфире, люди писали мне разные письма. Однажды кто-то написал мне: «Серега! Ты толстый, рыжий, короткий урод». Письма другого содержания были, когда я читал романтическим голосом: «Сергей, наверное, вы высокий стройный брюнет». Понимаете, да? Голосом можно создавать картинку. А телевидение, фильмы, комиксы отбирают у людей возможность воображать, представлять. Я принадлежу к тому поколению, которое хочет, чтобы радио давало возможность воображать, фантазировать.
«Научитесь работать, а потом спросите, сколько заплатят»
– Сегодня тренд при устройстве на работу – получение финансового результата. Но радио у нас в стране – на порядок менее прибыльное дело, чем телевидение. И если ведущий хочет просто получить узнаваемость, рейтинги и деньги, то он обречен на то, что ничего выдающегося из него не получится. Потому что сначала нужно сделать продукт, поголодать, научиться работать, научиться слушать людей, а потом спросить: «А сколько мне за это заплатят?». Гонорары на радио по московским меркам не слишком большие, в регионах – ситуация еще хуже. Любой владелец региональной радиостанции понимает, что талантливого ведущего рано или поздно заберут в Москву.
Поэтому владельцу радиостанции нет никакого смысла выращивать таланты, он не хочет быть теплицей для московских радиостанций. Поэтому в последние годы никого нового не появляется - на слуху люди, которых я знаю в течение 15-20 лет. Появляются какие-то «синтетические» ведущие – например, негры. Но ведущие должны быть интересны, в первую очередь, своим характером, а не внешностью. Мне кажется, второе пришествие звезд радио случится тогда, когда индустрия индивидуального вещания с помощью интернета проникнет настолько же глубоко, как радио. Человек, сидя дома за компьютером, будет иметь возможность вещать через интернет. Сперва у него появятся слушатели, а потом они скажут: «А давайте мы ему будем платить деньги». Тогда появится новая генерация радиоведущих. Думаю, ждать осталось недолго.
«Секрет успеха – понять, чего хочет народ»
– Ко мне иногда обращаются молодые музыканты: «Помоги прославиться, попасть в ротацию». Кумиров моей молодости не показывали по телевидению, не было интернета. Были кассеты, мы их переписывали, тратили черт знает сколько времени. А Цой был звездой номер один. Разве секрет – в носителях информации? Секрет в том, чтобы понять, что хочет народ, какие слова он хочет услышать. Сейчас пробиться к человеку как никогда просто, но при этом мы испытываем огромный дефицит искренности, честности и понимания того, как живет простой человек.
«На телевидении сегодня нет места доброте»
Некоторые меня спрашивают: «Серега, почему тебя сейчас не видно на телевидении?». Потому что 99% людей, которых вы видите на экране – это мультяшки. Я про ведущих разных программ. Кто-то – Чебурашка, кто-то – Буратино, кто-то – смешарики. У любой телевизионной программы огромный коллектив сотрудников. Среди них есть режиссеры, сценаристы, продюсеры, которые решили, как должна быть построена программа, и ведущий-попугай. Записываются пять дублей, все лишнее на монтаже вырезается и в итоге получается «мультфильм».
Телевидение – очень изматывающая история. Чтобы снять одну передачу, арендуют студию, на которой снимают по пять-шесть программ одну за другой, а это 12 часов подряд. Из развлекательного телевидения ушла душевность. Старшее поколение помнит программу «От всей души» с Валентиной Леонтьевой. Иногда она могла быть не накрашенной, но это была женщина-личность, женщина-мать, женщина-тепло. И этой программе доверяли. Я тоже был маленьким и чувствовал, что программу ведет добрый человек. А в сегодняшних массовых технологиях нет времени и места доброте.
«Мы не имеем права позволять технике нас поиметь!»
Обычно в утреннем эфире я читаю короткую подборку идиотских новостей типа «ограбил банк и уснул». Среди них была веселая новость о том, что англичане хотят дать роботам гражданские права. Смешно ведь, правда? Выходит, холодильник или будильник тоже будут иметь гражданские права? И даже смогут голосовать на выборах. Представьте выборы в России в 2032 году. «Роботы выбрали ЛДПР». Звучит смешно, но это правда. Позавчера я столкнулся с парадоксом. Я был в Португалии, на премьере инновационного феноменально умного BMW пятой серии. Уже несколько лет машины оснащают системой поддержки движения в полосе. У машины есть камеры, мозг в виде мини-компьютера, включаешь эту функцию и машина едет прямо, сама поворачивает. В BMW сделали принципиально новый шаг: едешь в состоянии контролируемого полета прямо, нажимаешь на поворотник и машина сама перестраивается в другой ряд. Вы в это время можете вздремнуть. Да, машина сама может сделать маневр, но отвечаешь за нее ты. Это как с детьми: он в 15 лет избил и ограбил почтальона, а отвечают мама с папой – не уследили.
У большинства крупных автомобильных компаний роботы умеют управлять автомобилем автономно. Но эту технологию не вводят в жизнь по одной простой причине - нет законодательства, которое бы определяло, кто отвечает за последствия. Допустим, вы едете в легковом автомобиле на автопилоте. Навстречу вам по другой полосе едет грузовик. Скорость – 70 км в час. И вдруг перед вами на дорогу выбегает ребенок или, допустим, пьяный и зазевавшийся человек. Какое решение примет робот – понесет вас под грузовик, уклоняясь от этого человека, или собьет этого человека, чтобы не подвергать вас опасности? Фактически у компьютера будет право решать судьбу человека.
Я вижу в этом большую опасность. Согласно недавним исследованиям, был проведен опрос среди самообучающихся систем. Роботов спросили, как они относятся к человеку? Большинство (89% ) ответили, что люди им не нравятся. Это реальность. Нам хочется, чтобы жить становилось проще и легче, но мы не имеем права позволять технике нас «поиметь»! Мы не успеем оглянуться, как к нам в дом постучит какой-нибудь робот-пристав или нас арестует робот-полицейский. Наверняка, с ним нельзя будет договориться и «дать на лапу».
«Водитель – человек без пола»
– За рулем все равны. Все эти истории типа «я девочка», «у меня каблуки», «я нервничаю», «меня бросили» или, наоборот,»я в эйфории от хорошего секса» – должны уйти. Водитель – это человек без пола. Я сталкивался с такими случаями, когда, например, во дворе разъезжаешься с дамой, а она останавливается и говорит: «Сдай, пожалуйста, назад – я не умею ездить задом». Конечно, я сдаю назад, но перед этим говорю ей, что она курица. Если ты сел за руль, ты должен уметь делать все маневры. Скидок не должно быть.
«Уважаю женщин, которые добились чего-то сами»
Некоторые дамы считают, что основной добытчик денег в семье – мужик. Я уважаю женщин, которые добились чего-то сами. Да, мужчина – кормилец, и мужчина не должен спрашивать, сколько зарабатывает женщина. Но мужчине важно осознавать, что рядом с ним – человек, который и сам чего-то стоит. Как-то перед эфиром я общался с психиатром. Он мне рассказывал, что принимает богатых людей. Одна из его пациенток, 28-летняя женщина, с юности мечтала выйти замуж за мужчину, который ее обеспечит всем. Шесть лет она живет в следующих условиях. У нее есть все: шуба с длинным рукавом, шуба с коротким, шуба без рукав, сапоги, туфли, деньги. Но каждый вечер, когда он возвращается домой, она обязана приносить ко входу тапки в зубах. На протяжении шести лет человек каждый день так живет! Но кайф в виде материальных благ заставляет ее молчать при муже и тащить тапки в зубах. Мы все – обслуга. Но вопрос в том, за сколько вы продаетесь.
Справка РИА «Воронеж»
Сергей Стиллавин закончил филфак ЛГУ, работал журналистом в печатных изданиях. Карьера радиоведущего началась в 1995 году на питерском радио «Модерн». Там Сергей Стиллавин познакомился с телерадиоведущим Геннадием Бачинским. С 1996 года на «Модерне» выходила их программа «Два в одном». С 2001 года Сергей Стиллавин и Геннадий Бачинский перебрались в Москву и работали на «Русском радио», «Максимум», а также вели телешоу – «Король ринга», «Стенка на стенку», «Правила съема», «Шоу Бачинского и Стиллавина на MTV» и «Голые стены» на ТНТ. Дуэт существовал до 12 января 2008 года, когда Геннадий Бачинский погиб в автокатастрофе в Тверской области. Сергей Стиллавин вместе с Рустамом Вахидовым стал вести утреннее шоу «Сергей Стиллавин и его друзья». Снялся в эпизодических ролях в фильмах «Это все цветочки» (2005), «Трасса М-8» (2008). В фильме «Рок-волна» Сергей Стиллавин озвучил диджея Дэйва (Ник Фрост).