Школьная форма снова станет обязательной
В Воронеже сошьют одежду для школьников Ставрополья, где девочкам запретили ходить на уроки в хиджабах
Светлана Емельянова, 7 декабря 2012, 18:51
В Российские школы вернется школьная форма. После скандального случая в Ставропольском крае, где девочкам-мусульманкам запретили приходить на занятия в хиджабах, об этом заговорили все. Владимир Путин заявил, что решение должно быть принято на федеральном уровне.
Оделись не по уставу
После того, как в 1992 году в нашей стране отменили школьную форму, вопрос о внешнем виде учеников отдали на откуп администрациям самих школ.
- Мы работаем в соответствии с федеральным законом об образовании, - пояснили в пресс-службе департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. - В ныне действующей редакции обязательное ношение школьной формы не прописано. Но каждое учебное заведение вправе само решать этот вопрос и прописать соответствующий пункт в своем внутреннем уставе.
Правда, в департаменте оговорились, что требования устава не должны противоречить требованиям закона об образовании. Круг замкнулся?
В начале этого учебного года разгорелся скандал в Верхнемамонском лицее, и виноватых пришлось искать районной прокуратуре. В лицее несколько лет назад было решено ввести свою форму – светлые рубашки и бордовые жилеты. Казалось бы, все были довольны, пока подростковое бунтарство и желание выделиться из толпы не пошло наперекор правилам.
- Еще в начале учебного года к нам стали поступать неофициальные сведения о том, что в Верхненамонском лицее учеников не допускают до занятий, - рассказал заместитель прокурора Верхнемамонского района Андрей Овсянников. – По слухам, педагоги утром стояли в дверях и отправляли детей, которые пришли не в форме, домой.
Официального заявления в прокуратуру никто из родителей так и не подал, но прокуроры сами провели опрос, который подтвердил эти факты. Директору лицея было внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
- Учителя не имели права выгонять детей с уроков – это идет в разрез с федеральным законодательством. Могли ограничиться устным выговором, пригласить в школу родителей, вызвать ребенка к директору или просто поставить отметку в дневнике, - считает Андрей Овсянников.
Право на выбор
В Воронеже магазинов и ателье, предлагающих форму для школьников младших классов, предостаточно. А вот одежды для школяров постарше не так много, и, как правило, она для подростков неудобна. И родители понимают, что это будут выброшенные деньги. Поэтому в большинстве школ просто введен деловой стиль.
Но какое бы решение ни приняли федеральные чиновники, в Воронеже своя школьная форма, по большому счету, уже существует, считает директор воронежской фирмы, на протяжении 12 лет одевающей воронежские лицеи и школы, Лариса Воронина. На сегодняшний день в списке ее клиентов - 60 воронежских школ.
- Я человек, выросший в советском форменном платье коричневого цвета из шерстяной ткани. Когда слышу, как это было замечательно, просто не могу не возмутиться, - говорит она. - Это было мое единственное платье, которое носилось всю неделю и почему-то не стиралось. А в подростковый период, когда начинается безумный всплеск гормонов, одежда должна меняться часто. И потом, у нас такая огромная страна, такие разные природные условия, что ходить в одном и том же платье, например, на Урале и на Кавказе - невозможно.
С тем, что в России для всех регионов должна быть принята единая форма, Лариса Викторовна как родитель не согласна. Хотя как продавца одна модель платья на все времена упростила бы ей работу.
- Но меня пугает, что кто-то будет принимать решение, что должны носить наши дети, - признается она. - Как мама мальчика, отслужившего в армии, я уже испытала прелести новой военной формы. Повторения истории, но только уже в школах, не хотелось бы.
Сейчас воронежских школьников никто не заставляет носить то, что им самим не нравится.
- Какую именно форму носить, у нас решает каждый класс, - уверяет директор лицея №2 Александр Шаповалов. - Главное, что есть договоренность по цветовому решению и своя символика школы. Это они должны обязательно учитывать.
Форма, которую носят сейчас большинство воронежских школьников, представляет собой темно-синие трикотажные жилеты или кардиганы на пуговицах. Есть модели для худых и для полных детей, и все они каждый год немного меняются в соответствии с мировыми модными тенденциями.
К форменным жилетам каждый школяр вправе подобрать брюки или юбку, какие ему самому больше нравятся и идут, а принадлежность к той или иной школе определяется шевроном с изображением герба школы и галстуком, цвет которого определяет каждое учебное заведение. Кстати, при разработке галстука веление моды тоже учитывается.
- Например, для лицея №5 мы в этом году сделали галстук по мотивам последнего показа Moscino, - делится Лариса Викторовна. – Конечно, зная, что это сейчас в тренде, ребенок будет носить такой галстук с гордостью.
Нарядим всех
После случая в Ставропольском крае региональные власти некоторых субъектов решили не дожидаться внесения поправок в закон об образовании, а уже сейчас принять на региональном уровне свои стандарты школьной формы. Например, в Амурской области объявили конкурс на разработку дизайна единой школьной формы, чтобы с первого сентября 2013 года экспериментально опробовать ее в нескольких школах региона. Правительство Якутии разработало примерное положение о школьной форме, согласно которому в старших классах запрещается носить джинсы, облегающую одежду, туфли на высоких каблуках. А в оскандалившемся Ставропольском крае одеть школьников в форму намерены уже до 20 декабря.
Кстати, ставропольские чиновники от образования решили обратиться за помощью в воронежцам. По словам Ларисы Ворониной, ее фирма получила заказ на разработку удобных и красивых моделей, которые дети будут носить с удовольствием.
Но если с удобством, комфортом и трендовостью все более или менее понятно, то проблема хиджабов и иных конфессиональных проявлений, с которой все и началось, по-прежнему остается нерешенной. Возможно, в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране проще будет принять закон, какой существует, например, во Франции, и запретить ношение религиозной символики в учебных заведениях. Правда, через несколько лет, когда нынешние школьники, в угоду чиновникам отказавшиеся от своих семейных и национальных традиций, выйдут из учебных заведений, не получит ли страна поколение молодежи, забывшей о своих корнях?