Шестой Платоновфест в Воронеже завершился оперой абсурда
Французская труппа показала спектакль «Дидона и Эней/Крокодил-обманщик».
Олеся Шпилева, 14 июня 2016, 20:40
Шестой международный Платоновский фестиваль искусств завершился в Воронеже во вторник, 14 июня. Последним спектаклем в программе форума стала опера абсурда «Дидона и Эней / Крокодил-обманщик» французской компании La Vie Brève («Жизнь коротка»).
Перед началом показа к зрителям обратился губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.
– Даже приятные мероприятия приходится заканчивать. На шестом Платоновском фестивале прошло около 100 мероприятий, которые посетили 77 тыс. человек, что на 10% больше, чем в 2015 году. Фестиваль сыграл большую роль в настроениях людей. Интерес к фестивалю есть, мы читали множество положительных оценок в блогосфере и СМИ. Особенно радостно, что имя Андрея Платонова звучало на фестивале. Не устаю повторять его слова: «Все возможно, и удается все. Главное – сеять души в людях». Думаю, фестиваль выполнил эту благородную общественную задачу, – сказал глава региона.
В основу спектакля «Дидона и Эней/Крокодил-обманщик» легла известная барочная опера композитора Генри Перселла «Дидона и Эней». Артисты La Vie Brève решили отойти от канонического прочтения классического материала.
– Мы очень любим эту оперу, много слушали ее и однажды решили поставить, но не совсем оперными средствами, – рассказал режиссер спектакля Сэмюэль Ашаш. – Репетиции классических оперных спектаклей довольно короткие и затрагивают только музыкальный аспект. Мы же репетировали дольше, отрабатывали мизансцены, как в драматическом театре. Опера Перселла послужила нам основой, но мы позволили себе массу отклонений – как музыкальных, так и драматических, включили отрывки из других произведений. Главным для нас был принцип игры – мы хотели не обыгрывать канон, а играть с ним, как дети.
В создании спектакля приняли участие 14 человек – оперные певцы, джазовые музыканты и аранжировщики, драматические актеры, художники. Они работали в соавторстве с режиссерами.
– Мы предложили артистам не текст для заучивания, а тему для размышления, – отметила режиссер Жанна Кандель. – В музыке барокко, как и в джазе, большой простор для импровизации, поэтому импровизация стала основой нашей работы. Но у нас не было цели сделать «джазовую версию» оперы. Мы просто хотели показать «Дидону и Эней» нашими глазами. Взяв за основу барочную оперу и джаз, мы создали нечто третье.
Контекст
Компания La Vie Brève поставила спектакль «Дидона и Эней / Крокодил-обманщик» по заказу театра Буфф дю Нор, получившего мировую известность благодаря режиссеру Питеру Бруку, который работал здесь с 1976 по 2008 годы.
Самюэль Ашаш – молодой, но уже достаточно известный актер и режиссер. «Крокодил-обманщик/Дидона и Эней» – его первая режиссерская работа. Вторая постановка Ашаша «Фуга» вошла в основную программу Авиньонского фестиваля в 2015 году.
Жанна Кандель – танцовщица, хореограф, режиссер и киноактриса. Автор нескольких постановок, в том числе вечера, посвященного Пине Бауш, в Théâtre de Vanves.