Сергей Шнуров: «Сейчас у меня такая фаза, когда юношеский максимализм постепенно переходит в старческий маразм»
В Воронеже предводитель «Ленинграда» рассказал, что он искал в местном краеведческом музее и почему Стас Михайлов немножко туповат.
Наталья Трубчанинова, 13 мая 2013, 20:50
«Главный плохиш» отечественной сцены Сергей Шнуров 11 мая выступил в Event-Hall и собрал более двух тысяч зрителей. Послушать срамные куплеты «Ленинграда» пришли не только оголтелые подростки, но даже далеко немолодые дамы и господа весьма приличной наружности. Прославленный мастер эпатажа Шнур удивил воронежцев своим прикидом – весь концерт он рассекал по сцене без брюк, только в красных труселях, прикрывая главное достоинство гитарой. Или не прикрывая вовсе.
Для интервью с представителями СМИ Сергей подготовил не менее оригинальный наряд: на встречу он пришел в бордовом бархатном пиджачке поверх белой майки, серых трико и очень веселенькой желто-голубой панамке а-ля дачник. Первый вопрос напрашивался сам собой: неужели Шнур, как и большинство наших соотечественников, все майские праздники провел на даче в известной позе огородника?
- Да, я как раз был на своей даче под Питером, но у меня там ничего не растет. Я туда выбираюсь, чтобы насладиться тишиной. Как-то специально я не отдыхаю, потому что особенно не устаю. У меня нет каждодневной работы «от звонка до звонка», нет графика, нет начальника. Поэтому мне отпуск не нужен. А дача существует лишь для того, чтобы дышать там чистым воздухом и слушать тишину, Сергей Шнуров, музыкантВ ожидании Шнура мы, честно говоря, до последнего надеялись, что он приехал на гастроли вместе со своей супругой Еленой Мозговой, нашей землячкой. Тем более 4 года назад Елена, еще в статусе невесты, сопровождала Сергея в Воронеже. А недавно в СМИ просочилась информация, что брак Сергея Шнурова трещит по швам. РИА «Воронеж» расспросило музыканта, преувеличены ли слухи?
- Это моя личная жизнь. У нас все прекрасно. Если я буду разводиться – наверное, все об этом узнают.
- Тогда почему вы без Елены приехали?
- Во-первых, ее зовут Матильда. Давно и по паспорту. А приехал без нее, потому что никогда с супругой по гастролям не катаюсь. Тот раз был единственным исключением. А вообще, концерт и супруга – плохо совместимые вещи.
- Чем Матильда сейчас занимается?
- Рестораном.
- Она, журналистка по образованию, понимает в ресторанах?
- Девушки из Воронежа вообще сообразительные. Они во всем понимают.
- В балетных школах тоже? Неужели она в детстве танцами занималась?
- Путин в детстве самбо занимался. Теперь он президент.
- Выходит, ваша жена хваткая девушка?
- Ну такая типичная воронежская провинциалка, которая попала в Санкт-Петербург и теперь там рулит, что мне и было нужно.
- Сергей, 13 апреля вам исполнилось 40 лет. Ищите смысл жизни или уже нашли?
- Смысл жизни - это как горизонт, такая ускользающая штука. Чем дольше ты идешь, тем он дальше. Не знаю, искал ли я его вообще. Не думаю.
- Отметили как? Не хулиганили?
- Прекрасно! Основная часть прошла в Питере, где у меня был большой концерт. А потом вместе с друзьями мы громко так погудели. По-вашему, если не провел 15 суток за решеткой, значит, не хулиганил, так?
- Сюткин подарил вам на день рождения ППШ, вы нашли пистолету какое-то применение?
- Зная о давней традиции русского народа к партизанскому движению, конечно, отвез его на дачу.
- Среди приглашенных звезд была также Наташа Ионова, более известная как певица Глюкоза. Вам нравится ее творчество?
- Первый альбом Глюкозы произвел на меня ошеломительное впечатление! Много было выпито под него - отличный альбом! Сейчас не особенно слежу за тем, что она делает. А пригласил Наташу потому, что мы давно приятельствуем с ее мужем Александром Чистяковым, мы одного поколения, выросли в одном районе Петербурга.
- Кризис среднего возраста ощущали?
- Да. Но он был у меня в 15 лет, и я его благополучно пережил. Сейчас у меня такая фаза, когда юношеский максимализм постепенно переходит в старческий маразм. И даже не знаю, чего во мне больше – максимализма или маразма. Просто идет движение - так сказать, тренд прослеживается.
- Глядя на творчество сегодняшнего Сергея Шнурова и того парня, что писал песни 20 лет назад, есть разница?
- Конечно. В последнее время я замечаю, что стал недоволен своим творчеством: переделываю аранжировки песен, переписываю тексты. Но это, опять же, наследие старческого маразма. Если раньше юношеский максимализм не позволял мне оглядываться назад, чтобы посмотреть, что я сделал, и я бежал все время вперед, то теперь все чаще смотрю, как это сделано. Более требовательный, что ли, стал к тому, что выходит в конечном итоге.
- А что важнее для артиста – гнуть свою линию или создавать неповторимый сценический имидж?
- Не знаю. Если бы я был артистом, я бы ответил. Все артисты зависимы от режиссера. А я сам себе режиссер. Артисты вообще глупы. Я вроде как не глуп. Артист не может быть неглупым – это профессионально правильно – нужно быть немножко туповатым, таким «сука восхищенным».
- Стас Михайлов тоже туповат? В вашей песне «Любит наш народ всякое г**но» у вас даже есть строчки «Стас Михайлов, Жанна Фриске - из бетона обелиски».
- Ну, Стас Михайлов – хороший артист и, следовательно, немножко туповат. Это особенность профессии.
- Как относитесь к закону о запрете нецензурной лексики в печати и на ТВ, не боитесь штрафов?
- Судя по успехам правительства борьбы с распитием пива на улицах, можно подумать, все прям перестали пить пиво на улицах. Так что, пускай борются дальше. Это борьба с тенью.
- Насколько вам интересно было участвовать в проекте «История российского шоу-бизнеса»? Вы себя чувствовали археологом или патологоанатомом - ведь мертвый шоу-бизнес в России-то.
- Шоу-бизнес - неотъемлемая часть экономики. А экономика у нас искусственная: поливаются те растения, которые не растут, получается такой противоестественный отбор. И в шоу-бизнесе все то же самое – в телевизоре чаще мелькают те люди, которые хуже всего поют и у которых слабый материал, на мой взгляд.
- У вас было несколько совместных проектов с Noize MC, Васей Обломовым, планируете спеть с кем-то еще?
- Я вообще никогда ничего не планирую. И плохо отношусь к совместным проектам. Мне кажется, я лучше всех!
- Саунд-треки сейчас какие-нибудь пишите?
- Да. Но я не могу об этом говорить.
- Тогда поделитесь секретом, как создать такую успешную мелодию, вроде вашего знаменитого рингтона всего из трех нот к фильму «Бумер», который популярен и по сей день?
- Во-первых, там не три ноты, а целых пять. Вообще, идеальный композитор-максималист, который получил больше всех денег, это тот, кто написал гениальную, на мой взгляд, х**ню «М-м-м, Данон!»
- На ТВ вас зовут?
- Зовут, но я отказываюсь. По ток-шоу вообще не хожу. И не пойду. Мне неинтересно телевидение, я разочаровался в движущихся картинках. У меня и телевизора-то нет - отдал его давным-давно, лет семь, наверное, без него живу. В гостинице, бывает, иногда смотрю телек, и то мельком. Даже фильмы со своим участием не отслеживаю, 90% из них точно не видел. Зато книг много читаю. Недавно скупил всего Уэльбека (модный французский автор, лауреат Гонкуровской премии, - прим. авт), Пелевина последнего прочитал. Я ж такой человек, который, во-первых, пил очень долго. Во-вторых, употреблял практически все виды наркотиков, придуманных человечеством. У меня расшатанная психика - мне телевизор смотреть нельзя.
- Вы, вроде бы, бросили пить? В одном интервью вы признались, что устали бухать, потому что запои продолжались по трое суток, из которых потом в общей сложности вы могли вспомнить максимум 15 минут.
- Ну как бросил? Как говорит Владимир Владимирович Путин, бывших чекистов не бывает.
- Сергей, на днях вы стали номинантом премии «50 самых знаменитых людей Санкт-Петербурга», льстит такое признание?
- Не-а, я этих премий получил уже пять. Вот в 2003 году, когда мне вручали первую «Нику», для меня это что-то значило. Сейчас уже ничего. Ну «Нобелевка» разве что…
- А если бы вам дали «Оскар»?
- «Оскар» дают только за фильмы про п***сов и про негров-п***сов. А я в таких фильмах не участвую. Талант не так велик!
- Сегодня вы побывали на экскурсии в Воронежском краеведческом музее, понравилось?
- Могу сказать, что все краеведческие музеи, в которых я был, одинаково скучны. Я все время надеюсь встретить какой-нибудь удивительный экспонат, но вместо этого в каждом музее вижу тот же самый пулемет «Максим» и ту же самую кость мамонта. Но я все равно хожу, потому что все равно надеюсь.