Сергей Шакуров в Воронеже: «Я люблю играть все, что движется»
Участник проекта «Сказки с оркестром» – о чтении, современном кино и церкви.
Мария Лепилова, 8 апреля 2015, 12:10
Актер театра и кино, народный артист России Сергей Шакуров прочитал сказку Джеймса Крюса «Тим Талер, или проданный смех» в Воронежском концертном зале (ВКЗ) во вторник, 7 апреля. Ему аккомпанировал Симфонический оркестр ВКЗ. Музыка Бетховена, Шуберта, Брамса, Гуно, Берлиоза, Малера, Вагнера, Штрауса и других великих композиторов помогла юным зрителям лучше почувствовать жизненные перипетии мальчика Тима Талера, сумевшего вернуть свое главное сокровище. Особую роль в восприятии философской сказки сыграл и талант чтеца Сергея Шакурова. Как рассказал сам артист, его десятилетний сын так увлекся чтением благодаря таланту папы, что теперь от него приходится прятать книжки. О семейном чтении и о том, почему не нужно идти против церкви, чего может стоить правда и где набираться сил для работы, Сергей Шакуров рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» перед выходом на сцену.
– Сергей Каюмович, как вы попали в проект «Сказки с оркестром»?
– Я знал про этот проект, был на сказке у Чулпан Хаматовой, мне ужасно понравилось. Когда мне предложили читать несколько сказок, я выбрал «Тима Талера» – эта сказка для пацанов. И тут происходит интересная вещь – когда я читаю, тишина полная, когда звучит музыка, все в зале начинают шуршать. Ведь приходят совсем маленькие зрители. Потом «оп», я читаю, и они замирают в проходе, чтобы слушать… Это происходит, когда у родителей двое-трое детей, один восьми лет, а другой – пяти, и они их ведут в зал на «Сказки с оркестром». Таких семей очень много. Билеты не купить, много желающих, я даже знакомых иногда не могу посадить в зал Чайковского в Москве.
– Сыну Марату читали сказки, когда он был маленьким?
– Конечно! Столько перечитал, вы даже не можете себе представить. Теперь получаю по башке палкой – у него книжку не отнимешь. В 7:30 вставать в школу, а он в 12 ночи все читает: выключает свет, мы уходим, я занимаюсь своими делами, жена тоже в других комнатах, потом идем спать, а у него свет горит. Приходится отнимать книгу со слезами, в холодильник прятать, в морозилку. Чтобы не нашел. И я ему не разрешаю в компьютеры играть – берегу его. Но он пытается в школе у кого-то попросить. Но дома мы ему не даем компьютер, телефоном мобильным тоже ограниченно пользуется.
– Что вам сейчас интересно играть? Что из современного кино привлекает?
– Я прыгаю от материала, от первоисточника. Для меня это важно. И неважно, кто написал. Если меня задело, то мне все равно – известная фамилия или малоизвестная. Классиков, бесспорно, мы не обсуждаем. Потом я смотрю на режиссера и своих партнеров. Я в этом плане очень капризный. Если начинают подсовывать какую-нибудь популярную рожу, то я не работаю, только с профессионалами имею дело, как в сериале «Великая». Это великолепно написанный сценарий. Думаю, что большинство моих партнеров: Рома Мадянов, Юлия Снигирь, Наташа Суркова – тоже прыгнули от материала. Там есть, что играть. А недавно смотрел, и мне ужасно понравился фильм Анны Меликян «Звезда».
– Вы согласились бы сыграть у молодого неизвестного режиссера за низкий гонорар?
– Я такие эксперименты и раньше приветствовал. В первом фильме Саши Панкратова «Портрет жены художника» с удовольствием играл.
– Говорят, что ремейки бывают неудачными. Каким получится «Экипаж», где вы тоже задействованы?
– В «Экипаже» Даня Козловский меня поразил своей работоспособностью. Он молодец, трудится не покладая рук. Он не просто красавчик, а самый настоящий трудяга. Я сначала думал про него: смазливый, маменькин сынок. Но он пашет, уважаю его.
– Какой характер героя больше всего вам импонирует?
– Я люблю играть все, что движется!
– Вы говорили в интервью Федору Бондарчуку, что не смотрите телевизор, не читаете газет. За новостями-то следите? Сейчас все обсуждают скандал с оперой «Тангейзер», которую никто не видел. Вы какой позиции придерживаетесь?
– И я не видел ее! А если не видел, зачем идти на площадь и кричать? Хотя если церковь что-то там нашла непотребное, лучше прислушаться. Мы же сейчас живем в мире беспредела, вседозволенности! Вы знаете, как мой ребенок ругается? Матом! Я даже представить себе не могу, чтобы я так в его возрасте ругался! И все они такие!
– Как вам удается сниматься одновременно в нескольких проектах?
– Это просто так получилось – одна картина задержалась «Дед 005», потом тут же возникла «Великая» про Екатерину и третья со Снежкиным «Следователь Тихонов» по братьям Вайнерам. И я попал в переплет. Но ничего страшного, в советские времена бывало и хуже – по три картины одновременно снимали, в каждой у меня главные роли.
– А где находите силы?
– Стараюсь много отдыхать. Не позволяю себе целыми днями работать. Только сейчас вернулся с недельного отдыха. И опять куда-нибудь улечу. Люблю море, нравится плавать. Плавание меня как-то и спасает. Это полезно для здоровья. Потому что, чтобы три часа стоять на сцене, рыдать, плакать, смеяться, заставлять зрителей ходуном ходить, нужно быть стайером. Поэтому меня вода и спасает. Я плаваю три раза в неделю по километру.
– А еще вы рассказывали, что вам жена Екатерина, театральный продюсер и ваш агент, очень помогает – она взяла на себя все организационные вопросы.
– Да, слава Богу. Я даже не знаю, когда завтра улетаю, голова не болит – на нее надеюсь.
– Сергей Каюмович, а без чего вы не можете в жизни обойтись?
– Безо всего могу. Я не могу сказать, что, если бы не сцена, я бы повесился, сдох, умер. Ничего подобного. Все это фигня. Пошел бы на рынок торговать чем-нибудь.
– Людмила Гурченко говорила, у вас есть одно замечательное качество – говорить правду. А приходилось из-за этого страдать?
– Не то, чтоб страдать. Я не страдал. Потому что был убежден, что иначе не могу поступить. Вот и все. Меня, когда я отказался что-то играть, дирекция «Мосфильма» отлучила от киностудии на целый год. Но я ни капельки не жалел. Мои друзья меня предали. Прости Господи, они умерли, это Олег Даль и Влад Дворжецкий. Они меня предали, когда я пошел до конца, отстаивая свою позицию. Но я не жалею.
– Вы рассказывали, что многие роли вам помогает исполнять интуиция. А в жизни она тоже помогала?
– Конечно! Интуиция – это мой двигатель, это мой паровоз.