Сергей Никоненко в Воронеже: «Чиновники не верили, что я смогу открыть музей Есенина»
Актер рассказал, как находит вещи поэта и борется с мошенниками.
Елена Миннибаева, 16 июня 2015, 21:44
Народный артист РСФСР и режиссер Сергей Никоненко сыграл в Воронеже в спектакле «Свободная любовь» в понедельник, 15 июня. За несколько часов до выхода на сцену Сергей Никоненко провел творческую встречу в Никитинской библиотеке. На ней актер в основном говорил о творчестве Есенина. И это не случайно. Никоненко за свои средства открыл в центре Москвы Есенинский культурный центр. Его историю Сергей Никоненко рассказал воронежским поклонникам.
«Оказалось, что в моем доме жил сам Есенин!»
– Двадцать лет назад в одном из сценариев я нашел воспоминания первой жены Сергея Есенина Анны Изрядновой. С тех пор, можно сказать, и началась история создания Есенинского центра. Анна Романовна конкретного адреса не указывала. Она просто писала: шла в сторону с Арбата, повернула направо, повернула налево, зашла во двор. И мне показалось, что она описывает дорогу к моему дому, где я родился, вырос и живу в нем до сих пор. За все мои 74 года я ни разу не менял прописку. Я обратился в дирекцию единого заказчика (названий организации, эксплуатирующей жилые здания в Москве – РИА «Воронеж»), попросил дать мне посмотреть домовые книги, чтобы узнать кто в начале XX века был прописан в нашем доме. И мои догадки подтвердились. Анна Изряднова жила здесь. Жил и сам Есенин здесь четыре года — с 21-го по 25-й. Этого адреса никто из его знакомых не знал. В этой квартире он скрывался от товарищей и приятелей, которых не особо хотел видеть. Здесь же он сжег свои рукописи. В другой домовой книге была запись, что в нашем доме зимой в 1938-1939 годах была временно прописана мать Есенина Татьяна Федоровна. Скорее всего, тогда она специально приехала поддержать Анну Романовну, когда их общего с Есениным сына, 23-летнего парня, обвинили в 1937 году подготовке покушения на Сталина, арестовали и расстреляли, – рассказал Сергей Никоненко.
Фото — Михаил Кирьянов
Неравный бой
– Квартира была в ужасном состоянии. Там жили бомжи, к тому же, из-за того, что она была расположена на первом этаже, ее постоянно заливали соседи сверху. Когда я решился превратить ее в музей Есенина, чиновники говорили мне, что ничего у меня не получится, что только здоровье свое потеряю. Но я их не слушал. Полтора года я добивался перевода этой квартиры из жилого фонда в нежилой. Мы с женой отремонтировали ее за свой счет и открыли здесь Есенинский культурный центр. Восстанавливали все буквально из руин. Но перед открытием была еще одна очень тяжелая битва. Десять лет назад один предприниматель положил глаз на наш дворик, решив отстроить там хайтековский дом из железа и стекла. Битва у нас, конечно, была неравная. Он был сильнее и могущественнее. И нужные люди нужные документы ему подписали. Был суд, уж не знаю, к счастью или наоборот, но в это время я был на съемках. А этом же дворе проживал актер Игорь Пушкарев. Это первый исполнитель роли Гагарина в советском кино. За то, что он выступил против того бизнесмена, его поколотили бейсбольными битами. Вот до чего дошла борьба за наш дворик. После того, как мы выиграли суд, предприниматель, наверное, руководствовался словами из «Бесприданницы» – «Так не доставайся ж ты никому!». Он на три четверти разрушил старинную усадьбу, которая стояла в нашем дворе. Приехал экскаватор и ковшом все бомбил направо и налево. Сейчас, если вы зайдете в наш дворик, увидите груду камней. Но есть надежда на счастливый конец. В начале июня был общественный совет, на который я позвал своих авторитетных друзей – героя России, редактора журнала. Все вместе мы добиваемся восстановления этой усадьбы.
Фото — Михаил Кирьянов
Дворик четырех гениев
– Почему нам так дорог и важен наш дворик? Это уникальное место. Дело в том, что в домах, которые находились на разных улицах, но имели один общий двор, в разное время помимо Сергея Есенина проживали Андрей Белый, Александр Блок и Александр Пушкин. Для Пушкина счастливое время своей жизни — именно сюда сразу после свадьбы он привез жену Наталью Николаевну. Вы только представьте себе – четыре гиганта русской поэзии жили на этом клочке земли, а его хотели застроить непонятно чем. Вот если бы в какой-нибудь захудалой Франции нашелся бы такой дворик, где в разное врем жили Мольер, Стендаль, Дюма и Бодлер, они очень берегли бы этот уголок и сделали бы его туристическим центром. А у нас с историческим наследием обращаются вот так.
Фото — Михаил Кирьянов
«Сами себе и хозяева и уборщики»
– Государство нашему музею Есенина не помогает. Здесь я сам себе и директор, и добытчик экспонатов, и уборщик. Конечно, очень помогает моя жена. Но здесь, как говорится, чем бы муж ни тешился, лишь бы водку не пил и налево не ходил. А так я при деле, да еще под боком. Такая вот женская хитрость… А если серьезно, супруга очень много дел на себя также взяла. Каждую комнату квартиры мы посвятили определенному периоду жизни Есенина – это Рязань, Москва, Петербург – города, в которых он проводил много времени. Одна комната посвящена Изрядновой и кухня, где, по ее воспоминаниям, Есенин сжигал рукописи и документы. Работаем мы по предварительным заявкам. Экспозицию собирали по крупицам. Сейчас в нашем музее около 2 тыс. предметов, которые так или иначе имеют отношение к Сергею Есенину. Среди экспонатов – 26 книг прижизненных изданий Есенина. Всего их было 31.
Фото — Михаил Кирьянов
«Есенинский» карандаш за четвертак
– Экспонаты к нам попадают по-разному. Бывает даже, что люди приходят на экскурсии с подарками. Но здесь всегда нужно перепроверить, правда ли вещь есенинская или обман, особенно, когда тебе ее пытаются продать. Был случай, когда мне предлагали купить неизвестный роман Есенина за 25 тыс. долларов. Попросил показать его. Спросил, когда был написан. Мне сказали, что в 1915 году и тут я понял, что это фуфло. Просто этот якобы роман Есенина был написан почерком, каким Есенин писал в 1924 году – отдельно стоящими буквами. А в 1915 году он писал цельными словами. Но я снял ксерокопию с этого «романа» и разместил в музее. Это тоже своеобразна история. Также помнится, как на съемках фильма «Пой песню, поэт» (1971 год, Сергей Никоненко исполнил в нем роль Есенина – РИА «Воронеж»), ко мне подошел один не очень трезвый товарищ и предложил за четвертной (25 рублей – РИА «Воронеж») купить карандаш, которым Есенин писал письмо матери. Я ему тогда дал денег на опохмелку и спросил, неужели люди верят в эту сказку. Он сказал, что два дурака уже купились.
Фото — Михаил Кирьянов
О сериале «Есенин»
– Безруков замечательно сыграл Есенина в театре Ермоловой. Вся труппа подыгрывала ему тогда, блекла перед его игрой. Такой трогательный он предстал, светлый, а когда разрыдался с гармошкой на авансцене! Но от этого образа в сериале не осталось ничего. Так хотел, чтобы он донес в сериал этот есенинский дух, а в итоге очень много неточностей и лжи показали. Совершенно не понятно, зачем появилась в сериале мерзопакостная драка Есенина с Пастернаком. Такого не могло быть. После смерти Есенина Пастернак сказал о нем: «Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией». Разве мог бы Пастернак так сказать о человеке, с которым дрался?