Сергей Гармаш в Воронеже: «Коллегам из «Левиафана» завидую белой завистью»

Актер посоветовал приучать детей к чтению книг любыми способами, вплоть до подкупа.

Юлия Львова, 4 февраля 2015, 13:05

Наталья Трубчанинова

Народный артист России Сергей Гармаш прочитает с Воронежским молодежным симфоническим оркестром сказку Бориса Шергина «Волшебное кольцо» в среду, 4 февраля. Накануне выступления в Книжном клубе «Петровский» актер признался журналистам, что с интересом участвует в проекте, хотя фанатом «Сказок с оркестром» не является.

Сотрудничество со «Сказками» под аккомпанемент оркестра у Сергея Гармаша началось с Московской филармонии, где ему предложили прочитать «Волшебное кольцо». Затем он выступал со «Словом о полку Игореве» в Ярославском кремле, «Дневниками Дюма» в Костроме, «Спящей красавицей» в Удмуртии. Самым интересным проектом актер назвал «Руслана и Людмилу» в сопровождении Пермского оркестра народных инструментов. За выступлениями своих коллег с оркестром Сергей Леонидович не следит - времени не хватает.

– Мне некогда иногда сходить в кино и посмотреть в театре работы своих коллег, что уж про «Сказки с оркестром» говорить! Да и не стремился я никогда на них попасть, я не фанат этого жанра, – пояснил Гармаш.

Кстати, 8-летнего сына актера «Сказки» тоже не впечатлили.

– Ваня слушал «Волшебное кольцо», когда еще маленький был – весь извертелся! Ему было интереснее со своим другом общаться, а не на папу смотреть. Он, конечно, потом сказал, что ему понравилось, но особого восторга я не заметил, – поведал артист.

На вопрос, какие книги сам любил читать в детстве, Сергей Гармаш ответил, что сказки прошли мимо него, а серьезно чтением он увлекся в школе, в 5 классе.

Дома у актера внушительная библиотека, доставшаяся в подарок от знакомых.

– У меня много разных книг, в том числе раритетных. Есть издания Лескова 1903 года выпуска, Салтыкова-Щедрина 1909 года – я такие вещи очень люблю, – похвастался Гармаш. – Есть несколько книг с подписью авторов. Не таких, конечно, великих как Шолохов, но все же. Кстати, на съемках сериала «Ленинград-46» декораторы взяли в букинистическом магазине семитомник Пушкина 1909 года издания. Я когда узнал, что это «сокровище» стоит всего каких-то 10 тысяч рублей, выкупил не раздумывая! Мне книги не часто дарят, к сожалению. А вот сам я люблю книжки дарить.

О том, какие книги нужно прочитать и какие фильмы стоит посмотреть, Сергей Леонидович рассказал корреспонденту РИА «Воронеж».

– Классическая литература или современная? Разумеется, и то и другое! – убежден актер. – Родителям нужно понимать, что их дети в принципе должны читать! И вместе с учителями следует научить школьников получать информацию не из интернета, а из книги. Именно книга должна стать базой. Чтобы дети с первого класса понимали разницу данных, скаченных из интернета, и полученных из книги. Они же по-разному усваиваются. Я не педагог, тонкостей профессии не знаю. Но, например, своих детей я путем подкупа к чтению приучал. Моей дочери сейчас 26 лет. Помню, когда она перешла в 8-й класс, прислала мне смс от бабушки с Украины: «Успокойся, папа, я читаю «Идиота» уже не за велосипед».

– Что посоветуете прочитать из того, что вас самого в последнее время зацепило?

– Из последнего значительного - «Обитель» Захара Прилепина. Это самый большой роман в его биографии. Речь идет о Соловках в 30-ые годы. Мы знаем из многих произведений, что такое ГУЛАГ, но о начале этого ГУЛАГа мало кто писал. Прилепин своей «Обителью» совершил настоящее открытие. Соловки – некое государство в государстве, то, что не очень укладывается в голове, как это все происходило там. Сам по себе действительно мощный, сильный, убедительный и абсолютно доказательный роман. Кроме этого, Прилепин написал потрясающую монографию «Подельник эпохи» о Леониде Леонове, нашем советском авторе, незаслуженно забытом современниками. Вот эти два произведения я рекомендую обязательно прочитать.

– Самая обсуждаемая картина сейчас – «Левиафан» Андрея Звягинцева. Вы успели ее посмотреть, какое впечатление осталось?

– Да, я посмотрел «Левиафан» в конце мая на закрытом показе в Москве. И хочу пересмотреть фильм еще раз. Безусловно, эта картина – важнейшее событие в истории нашего кино. На мой взгляд, рассказывая человеческую историю, Звягинцев абсолютно не ставил задачу каким-то образом тронуть политические и социальные моменты. Это произошло, скажем так, само собой. Я, честно вам скажу, с середины картины начал вспоминать некоторых персонажей Достоевского. Для любого честного артиста эти пять ролей – сплошная белая зависть. Я звонил своим друзьям Мадянову и Серебрякову и говорил: «Леша, ты просто сжал мне сердце!». Редко бывает, когда так искренне можно порадоваться за своих друзей, за то, что им достались такие роли, и за то, как они с ними справились. Все актеры – и Уколова, и Лядова – безупречно сделали это. Поэтому «Левиафан», конечно, событие. И его нужно смотреть в том виде, в каком его сделал автор – без всякого купирования мата. Это как раз тот самый случай, когда о цензуре лучше не говорить. «Левиафан» – большое и серьезное произведение. Советую всем не пропустить.

– А какими своими ролями гордитесь вы?

– Неудобный вопрос. Я своими ролями не горжусь. Это то же самое, что любоваться своей красотой. А я не страдаю нарциссизмом.

– Из иностранных фильмов можете выделить что-то, сравнимое по ощущениям с «Левиафаном»?

– Из последнего - «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, это триллер. Еще очень занимательна черная комедия «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» Роя Андерссона. Из не очень «свежего» очень советую посмотреть документальную картину 2008 года «Счастливые люди» о быте охотников, рыболовов и обычных сельчан сибирского села Бахта. Фильм состоит из четырех серий: весна, лето, осень, зима. Потрясающее просто кино! И еще рекомендую колоссальную работу Алехандро Гонсалеса Иньярриту - «Бердмэн». Это многослойный, талантливый фильм, имеющий все шансы на «Оскар». Я эту картину, честно говоря, до сих пор до конца уложить в голове не могу: стеб это или не стеб, театр это или жизнь, или вообще какое-то кино? И в этом вся прелесть картины. Обязательно посмотрю ее второй раз, потому что из-за ужасного звука многое пропустил. Я очень не люблю смотреть кино в интернете, но тут пришлось, и сам пострадал.

– Над чем сейчас работаете в театре и в кино?

– Скоро выходит криминально-драматический сериал «Ленинград-46». Снимали его целый год. Я долго не соглашался на этот проект по одной простой причине: это заказ канала НТВ, который мне не совсем симпатичен. Но, прочитав сценарий и познакомившись с режиссером Игорем Копыловым, рискнул. Хочется верить, что телезрителям наша работа понравится. А в театре, буквально на днях, начну репетировать у питерского режиссера Александра Баргмана, будем ставить забытую пьесу «Унтиловск». Давным-давно она шла во МХАТе при Станиславском, продержалась всего 15 спектаклей и была закрыта по политическим соображениям. Недавно в Новосибирске ее возродили.

– На днях депутаты выступили с инициативой обращаться учителям к школьникам на «Вы». Поддерживаете? У вас же сын школьник.

– Ну, это точно лучше, чем их дурацкий закон о запрете мата в произведениях искусства и запрет на ввоз синтетических трусов. Приживется или не приживется, посмотрим. Хуже точно не будет. 

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.