Сергей Гармаш в Воронеже: «Коллегам из «Левиафана» завидую белой завистью»
Актер посоветовал приучать детей к чтению книг любыми способами, вплоть до подкупа.
Юлия Львова, 4 февраля 2015, 13:05
Народный артист России Сергей Гармаш прочитает с Воронежским молодежным симфоническим оркестром сказку Бориса Шергина «Волшебное кольцо» в среду, 4 февраля. Накануне выступления в Книжном клубе «Петровский» актер признался журналистам, что с интересом участвует в проекте, хотя фанатом «Сказок с оркестром» не является.
Сотрудничество со «Сказками» под аккомпанемент оркестра у Сергея Гармаша началось с Московской филармонии, где ему предложили прочитать «Волшебное кольцо». Затем он выступал со «Словом о полку Игореве» в Ярославском кремле, «Дневниками Дюма» в Костроме, «Спящей красавицей» в Удмуртии. Самым интересным проектом актер назвал «Руслана и Людмилу» в сопровождении Пермского оркестра народных инструментов. За выступлениями своих коллег с оркестром Сергей Леонидович не следит - времени не хватает.
– Мне некогда иногда сходить в кино и посмотреть в театре работы своих коллег, что уж про «Сказки с оркестром» говорить! Да и не стремился я никогда на них попасть, я не фанат этого жанра, – пояснил Гармаш.
Кстати, 8-летнего сына актера «Сказки» тоже не впечатлили.
– Ваня слушал «Волшебное кольцо», когда еще маленький был – весь извертелся! Ему было интереснее со своим другом общаться, а не на папу смотреть. Он, конечно, потом сказал, что ему понравилось, но особого восторга я не заметил, – поведал артист.
На вопрос, какие книги сам любил читать в детстве, Сергей Гармаш ответил, что сказки прошли мимо него, а серьезно чтением он увлекся в школе, в 5 классе.
Дома у актера внушительная библиотека, доставшаяся в подарок от знакомых.
– У меня много разных книг, в том числе раритетных. Есть издания Лескова 1903 года выпуска, Салтыкова-Щедрина 1909 года – я такие вещи очень люблю, – похвастался Гармаш. – Есть несколько книг с подписью авторов. Не таких, конечно, великих как Шолохов, но все же. Кстати, на съемках сериала «Ленинград-46» декораторы взяли в букинистическом магазине семитомник Пушкина 1909 года издания. Я когда узнал, что это «сокровище» стоит всего каких-то 10 тысяч рублей, выкупил не раздумывая! Мне книги не часто дарят, к сожалению. А вот сам я люблю книжки дарить.
О том, какие книги нужно прочитать и какие фильмы стоит посмотреть, Сергей Леонидович рассказал корреспонденту РИА «Воронеж».
– Классическая литература или современная? Разумеется, и то и другое! – убежден актер. – Родителям нужно понимать, что их дети в принципе должны читать! И вместе с учителями следует научить школьников получать информацию не из интернета, а из книги. Именно книга должна стать базой. Чтобы дети с первого класса понимали разницу данных, скаченных из интернета, и полученных из книги. Они же по-разному усваиваются. Я не педагог, тонкостей профессии не знаю. Но, например, своих детей я путем подкупа к чтению приучал. Моей дочери сейчас 26 лет. Помню, когда она перешла в 8-й класс, прислала мне смс от бабушки с Украины: «Успокойся, папа, я читаю «Идиота» уже не за велосипед».
– Что посоветуете прочитать из того, что вас самого в последнее время зацепило?
– Из последнего значительного - «Обитель» Захара Прилепина. Это самый большой роман в его биографии. Речь идет о Соловках в 30-ые годы. Мы знаем из многих произведений, что такое ГУЛАГ, но о начале этого ГУЛАГа мало кто писал. Прилепин своей «Обителью» совершил настоящее открытие. Соловки – некое государство в государстве, то, что не очень укладывается в голове, как это все происходило там. Сам по себе действительно мощный, сильный, убедительный и абсолютно доказательный роман. Кроме этого, Прилепин написал потрясающую монографию «Подельник эпохи» о Леониде Леонове, нашем советском авторе, незаслуженно забытом современниками. Вот эти два произведения я рекомендую обязательно прочитать.
– Самая обсуждаемая картина сейчас – «Левиафан» Андрея Звягинцева. Вы успели ее посмотреть, какое впечатление осталось?
– Да, я посмотрел «Левиафан» в конце мая на закрытом показе в Москве. И хочу пересмотреть фильм еще раз. Безусловно, эта картина – важнейшее событие в истории нашего кино. На мой взгляд, рассказывая человеческую историю, Звягинцев абсолютно не ставил задачу каким-то образом тронуть политические и социальные моменты. Это произошло, скажем так, само собой. Я, честно вам скажу, с середины картины начал вспоминать некоторых персонажей Достоевского. Для любого честного артиста эти пять ролей – сплошная белая зависть. Я звонил своим друзьям Мадянову и Серебрякову и говорил: «Леша, ты просто сжал мне сердце!». Редко бывает, когда так искренне можно порадоваться за своих друзей, за то, что им достались такие роли, и за то, как они с ними справились. Все актеры – и Уколова, и Лядова – безупречно сделали это. Поэтому «Левиафан», конечно, событие. И его нужно смотреть в том виде, в каком его сделал автор – без всякого купирования мата. Это как раз тот самый случай, когда о цензуре лучше не говорить. «Левиафан» – большое и серьезное произведение. Советую всем не пропустить.
– А какими своими ролями гордитесь вы?
– Неудобный вопрос. Я своими ролями не горжусь. Это то же самое, что любоваться своей красотой. А я не страдаю нарциссизмом.
– Из иностранных фильмов можете выделить что-то, сравнимое по ощущениям с «Левиафаном»?
– Из последнего - «Исчезнувшая» Дэвида Финчера, это триллер. Еще очень занимательна черная комедия «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» Роя Андерссона. Из не очень «свежего» очень советую посмотреть документальную картину 2008 года «Счастливые люди» о быте охотников, рыболовов и обычных сельчан сибирского села Бахта. Фильм состоит из четырех серий: весна, лето, осень, зима. Потрясающее просто кино! И еще рекомендую колоссальную работу Алехандро Гонсалеса Иньярриту - «Бердмэн». Это многослойный, талантливый фильм, имеющий все шансы на «Оскар». Я эту картину, честно говоря, до сих пор до конца уложить в голове не могу: стеб это или не стеб, театр это или жизнь, или вообще какое-то кино? И в этом вся прелесть картины. Обязательно посмотрю ее второй раз, потому что из-за ужасного звука многое пропустил. Я очень не люблю смотреть кино в интернете, но тут пришлось, и сам пострадал.
– Над чем сейчас работаете в театре и в кино?
– Скоро выходит криминально-драматический сериал «Ленинград-46». Снимали его целый год. Я долго не соглашался на этот проект по одной простой причине: это заказ канала НТВ, который мне не совсем симпатичен. Но, прочитав сценарий и познакомившись с режиссером Игорем Копыловым, рискнул. Хочется верить, что телезрителям наша работа понравится. А в театре, буквально на днях, начну репетировать у питерского режиссера Александра Баргмана, будем ставить забытую пьесу «Унтиловск». Давным-давно она шла во МХАТе при Станиславском, продержалась всего 15 спектаклей и была закрыта по политическим соображениям. Недавно в Новосибирске ее возродили.
– На днях депутаты выступили с инициативой обращаться учителям к школьникам на «Вы». Поддерживаете? У вас же сын школьник.
– Ну, это точно лучше, чем их дурацкий закон о запрете мата в произведениях искусства и запрет на ввоз синтетических трусов. Приживется или не приживется, посмотрим. Хуже точно не будет.