Сергей Безруков: «Не понимаю, почему признаваться в любви к Родине – это пошло?»
На гастролях в Воронеже актер сравнил нынешний всплеск интереса к поэзии с эпохой Возрождения и посетовал, что в городе до сих пор не открыли литературное кафе, за которое он ратовал в свой прошлый приезд.
Наталья Трубчанинова, 8 октября 2013, 18:19
6 октября в Воронеже побывал Сергей Безруков. День у народного артиста выдался более чем насыщенный. С раннего утра вместо того, чтобы хорошенько выспаться после изматывающей дороги (актер добирался из Москвы на машине), Безруков устроил себе променад по местным достопримечательностям. Вооружившись айфоном, снимал все самое интересное, чтобы позже выложить фотоотчет на своей страничке в Твиттере.
– Поклонники в соцсетях уже ждут моего отчета о поездке в Воронеж. Не все ж бывали в этом славном городе – а так хоть смогут посмотреть на ваши памятники, музей Есенина виртуально «посетить», – восхвалял актер пользу новомодных соцсетей.
Днем Безруков встретился с воронежцами в народном музее Есенина, где провел автограф–сессию и подписал огромную стопку дисков с аудиоверсией своего спектакля на стихи Сергея Есенина «Хулиган. Исповедь». Альбом зрители получили совершенно бесплатно – такой подарок поклонникам поэта сделал известный воронежский меценат, создатель народного музея Есенина Владимир Бубнов.
Вечером в театре оперы и балета публика уже ждала Сергея Безрукова в его непосредственной ипостаси. Музыкально-поэтический спектакль «Хулиган. Исповедь», в котором Сергей Витальевич выступает и как актер, и как режиссер, и как автор музыкальной части, собрал полный зал. И это несмотря на то, что позапрошлой осенью постановка шла в Воронеже на протяжении трех дней. И тоже с аншлагами.
– Сергей Витальевич, 3 октября, в день рождения Сергея Есенина, вы устроили в Москве поэтический флешмоб, во время которого люди читали стихи Есенина. Ожидали ли вы, что акция соберет так много любителей есенинской поэзии?
– Флешмоб – такое модное слово в наши дни. Раньше бы сказали проще – митинг, собрание, а теперь - флешмоб… Да, я через соцсети распространил информацию о готовящейся акции на Тверском бульваре, но не ожидал, что откликнется так много народа. Было очень много молодых людей, они пришли с книгами Есенина, с цветами, просто завалили памятник букетами. И, что самое приятное, все эти люди собрались не потому, что Безруков приехал – нет, они действительно пришли почитать стихи Есенина. Я об этом так уверенно говорю, потому что знаю: после того, как я выступил со стихотворением «Хулиган» и откланялся, так как мне нужно было ехать в Кремль на спектакль «Хулиган. Исповедь», молодежь осталась. Школьники, студенты так увлеченно читали друг за другом, что старшее поколение даже немножко обиделось, мол, не дают им «вклиниться». И это было потрясающе! До сих пор не могу поверить, что это событие свершилось у нас в Москве. Тем более дата была не юбилейная - 118 лет со дня рождения Есенина. Но теперь я считаю, что есенинский День рождения надо праздновать так ярко каждый год.
Творчество Есенина – это наша культура. И к вопросу о национальной идее: надо просто больше читать Сергея Александровича. Вот все пытаются эту идею найти, как-то охарактеризовать, подобрать точное слово. А зачем искать, когда все уже сказано в нашей великой русской классике? У Толстого, у Достоевского, у Чехова, у Куприна… Все это уже есть, а уж тем более у поэтов Серебряного века. Хотите верьте, хотите нет, но по популярности Есенин опередил всех. И Пушкина в том числе. Это не я придумал – таковы данные социологического исследования. Александр Сергеевич, безусловно, велик и останется великим, он – основа нашей словесности, поэзии, литературы, культуры, в конце концов. Но по популярности все-таки лидирует Есенин. Даже в наши дни, когда книги постепенно уступают компьютерам, айфонам и прочим гаджетам.
– Недавно в Воронеже прошел фестиваль современного искусства «Чернозем». Публика очень тепло встретила молодых поэтов, из чего можно сделать вывод, что интерес к современной поэзии у аудитории велик. Вы согласны с таким наблюдением?
– Да, конечно. Интерес к слову ощущаю, сейчас действительно стало модно устраивать поэтические вечера. История же движется по спирали. И сегодня как раз мы цепляем тот виток, то время, когда поэты были интересны. Может быть, у нас начинается очередная эпоха Возрождения. Дай только Бог, чтобы мы не пришли к новой революции…
– Для премьеры спектакля «Хулиган. Исповедь» в Кремле вы обновили декорации, численно увеличили труппу, использовали мультимедийные экраны. Почему в других городах, в том числе и в Воронеже, показываете старую версию?
– К сожалению, в нашей стране не так много сцен, способных вместить те декорации и то количество народа, которые были у нас в 6-тысячном зале Кремля. И, кстати, многие из тех, кто посмотрел спектакль в Кремлевском дворце, сказали мне потом, что прежняя версия им нравилась больше. В ней была некая камерность. Поэтому, думаю, воронежцы ничего не потеряли. Не в декорациях ведь дело. Самое главное в спектакле – это атмосфера 20-х годов, есенинские стихи и песни на его произведения.
– Есенина часто называют хулиганом, гулякой. В названии вашего спектакля какое слово все-таки важнее – «хулиган» или «исповедь»?
– Я играю Есенина разным, не воспринимаю его однобоко. Если я говорю «хулиган», то зритель ждет этого хулигана. Но в спектакле все-таки ключевое слово «исповедь»: как хулиган Сергей Александрович вдруг раскрывается, становится чистым, словно ребенок, признается во всех своих грехах, кается и говорит о своей любви к Родине. Сейчас говорить о любви к Родине не принято, это считается пошлостью. Стоит только об этом заикнуться, сразу огромное количество либералов начинают кривить свое лицо. Мне это неприятно, потому что я не понимаю, почему либерал не может любить Родину? Но в нашем обществе сейчас именно так и происходит – почему-то все либералы бьют себя кулаками в грудь и кричат о свободной стране, но при этом их передергивает при словах «Россия», «Родина». Господа, вспомните Россию до 17-го года! Тогда тоже были либералы, консерваторы, но они относились с уважением к стране и любили ее. К власти можно относиться по-разному, я тоже многое не принимаю. Но я уважаю тех, кто что-то делает для этой страны. Мне неважно кто: коммунисты, либералы, националисты. Просто сделайте доброе дело – не для себя родимого и любимого, а для страны. Страна – это, прежде всего, люди. Не власть, а народ!
– Сергей Есенин был человеком эмоциональным и мог ввязаться в драку. А вам приходилось махать кулаками?
– Только в детстве. А потом вся эмоциональность перешла в кино. В жизни мне драться не приходится, потому что ко мне очень хорошо относятся. И все конфликты при моем появлении сразу разрешаются. Не то чтобы меня боялись, просто уважают за роли.
– Не все уважительно отзываются о ваших работах. Критики порой бывают весьма беспощадны. Как сами считаете, что за последний год вам не удалось в кино?
– Критика на то и критика. Мне удалось все! Считайте, это мой ответ критике!
– Минувшей весной вы возглавили Московский губернский театр. Теперь в вашем распоряжении губернаторский оркестр и три профессиональных театра: Камерный имени Островского и «Русский балет». Сложно ли владеть такой обширной вотчиной?
– Стараюсь. Самая большая сложность заключалась как раз в том, чтобы грамотно объединить две драматические труппы под общим названием «Московский губернский театр». Но это такие сугубо профессиональные сложности, понятные только человеку театральному – наша, актерская кухня. А так… Здание потрясающее досталось, сцена отличная, хорошие актеры – словом, есть с кем работать и делать новые постановки. Я пока не гонюсь за количеством – буду брать качеством: выпускать в год по два больших серьезных спектакля на большой сцене и по два на малой. Первый спектакль, который буду делать в качестве режиссера-постановщика, – «Бешеные деньги» по пьесе Островского. На роль Саввы Василькова я позвал Диму Дюжева – я ведь ему тоже помогал, когда сыграл одну из новелл в фильме «Мамы». Следом режиссер Сергей Пускепалис поставит у нас очень интересное произведение Алексея Слаповского «Первое второе пришествие».
– Знаю, ваша супруга Ирина активно помогает вам на новой должности. В частности, она разработала специальную программу для незрячих людей – «тифлокомментирование» – словесное описание события, которое будет вестись из специальной кабинки. А какие еще социальные программы вы хотите ввести, планируете ли льготные спектакли для школьников, пенсионеров, инвалидов?
– Основная наша идея – «театр для людей», доступный всем, как я говорю. Социальные программы – это, конечно, хорошо. Но не забывайте, что театр еще должен самоокупаться. Я должен зарабатывать деньги, чтобы содержать артистов. А если мы раздадим все билеты, то буквально через неделю по миру пойдем. Что же касается программы для незрячих людей, очень хорошие слова как-то сказала Диана Гурцкая: «Не надо нас в резервацию относить! Мы такие же люди, как и вы. И мы хотим так же, как и вы, нормальные люди (а мы тоже нормальные люди), прийти в театр». И она привела замечательный пример про незрячего молодого человека, который хочет пригласить девушку в театр, купить со всеми билет и сидеть в зале наравне со зрячими зрителями. Ему не надо делать скидки, не надо занижать его достоинства, жалеть его – нет, он хочет, чтобы к нему относились на равных. Кстати, незрячие имеют полное право ходить в театры, кино – это Международная конвенция, которую Россия, между прочим, приняла. Но в нашей стране, увы, наш театр пока единственный, где работает эта программа…
– Сергей Витальевич, а вас не удивило, что в Воронеже до сих пор нет литературного кафе, строительство которого вы одобрили в предыдущий свой приезд?
– Удивило. И поэтому с помощью прессы хочу попросить еще раз поднять этот вопрос. Можно провести социологический опрос и узнать, хотят ли сами воронежцы, чтобы в их городе существовало литературное кафе. Лично я на сто процентов убежден, что это кафе обогатит культурную жизнь города, сюда смогут приезжать крупнейшие российские поэты. Надо всем вместе поратовать за это дело. Кстати, я свое прошение губернатору уже направил.