Сергей Журихин в Воронеже: «Профессии водителя, юриста, переводчика и курьера исчезнут в течение 10 лет»

Проректор Университета правительства Москвы – о будущем российского образования и квалификационных ямах

Юлия Львова, 17 сентября 2022, 18:25

Наталья Трубчанинова

Проректор по повышению квалификации Университета правительства Москвы, эксперт по обучению и развитию персонала Сергей Журихин выступил в Воронеже на VIII Управленческой платформе имени В. Н. Эйтингона, приуроченной к 25-летию Президентской программы. В рамках кейс-сессии «Трансформация традиционного образования: от создания экосистем и образовательной среды до метаформатов» он рассказал, почему современная модель обучения претерпевает кризис, выпускники учебных заведений не могут найти свое место на рынке труда и как развитие экосистемного подхода к образованию может исправить сложившуюся ситуацию. Эксперт также ответил на вопросы корреспондента РИА «Воронеж».

– Сергей Анатольевич, в каком направлении нужно двигаться современному образованию?

– Важно принять неизбежное – мы должны начать меняться. Изменения должны затронуть все сферы образования: школы, вузы, дополнительное образование и систему подготовки кадров. Образование становится сервисом.

А образовательная экосистема должна затронуть весь образовательный путь человека – с момента, когда ребенок пошел в ясли, и до момента, как он выходит на пенсию.

Тот же самый образовательный трек для пенсионера, который дает возможность нашим «новым старшим» получить вторую, третью профессию, сильно меняет подход к образовательным вещам.

Второй аспект – это технологический: то, что у нас есть здесь и сейчас в доступных для образования технологиях. Российский рынок образовательного контента. Много философии – мало работающих методик. Действительно работающие и технологичные образовательные решения, дающие практический результат, можно пересчитать по пальцам.

- В сфере рекламы и маркетинга сегодня много различных онлайн-курсов, которые обещают студентам большие деньги и быстрое трудоустройство. Что будет с рынком образования в дальнейшем, если подобные курсы продолжат появляться?

– Эти курсы как пришли, так и уйдут. Не стоит выкидывать деньги на ветер и кормить людей, которые пытаются просто на вас заработать. Нужно искать крупные организации с интересующим вас профилем и смотреть, какие компетенции они предъявляют к новым сотрудникам и чему они обучают в открытых и сетевых форматах. Если коротко – нужно искать работу и учиться в процессе.

В последнее время стало популярным изучать медиаменеджмент – и все побежали учиться на медиаменеджера, не задумываясь о качестве преподавания. Роль здесь играет цена и реклама как двигатель прогресса.
На самом же деле этот рынок плохо управляем с точки зрения потребности регионов.

Давайте зададимся вопросом: специалисты каких сфер сегодня нужны Воронежской области?

Предположим, в вашем регионе нехватка специалистов IT-сферы. Теперь ответьте: а что делается в регионе для того, чтобы обучать молодых людей IT-направлениям и предоставлять им рабочие места? А пенсионеры, они ведь тоже могут получить дополнительное образование в IT-сфере? Могут, и есть хорошие примеры, когда они составляют конкуренцию молодым. Нужно реально видеть объем незанятых или людей с потенциально уходящей профессией и понимать, как с ними работать сейчас, и формировать их мотивацию на повышение квалификации в ближайшем будущем. Конечно, есть вопрос относительно образовательного ресурса и возможностей образовательных учреждений региона. Часто в регионах образовательные учреждения работают не на полную мощность в какие-то дни, недозагружены образовательным процессом или наполнены образовательным контентом, не отвечающим вызовам будущего. Так почему там не создать образовательный трек для тех же самых пенсионеров?

- А нужна ли пенсионерам новая профессия? Может, им и так комфортно сидеть дома у телевизора и вязать внукам носочки.

– Пожилым людям сегодня требуется создание условий для изменения стереотипа поведения и жизненных установок: уход от пассивной, потребительской позиции и формирование новой модели личностного поведения путем вовлечения в познавательную деятельность, разработку и осуществление общественно значимых проектов, увеличения степени их участия в общественной жизни. Так они становятся новыми старшими. И их новая профессия будет востребована.

В Москве, например, работают проекты «Активное долголетие» и «Серебряный университет». Около 50 направлений активностей и образовательных программ доступны пожилым жителям города. И среди них оказались курсы гидов-экскурсоводов. Согласитесь, кто может лучше рассказать историю родного города – молодой экскурсовод или человек с опытом, который всю жизнь прожил в этой местности?

Я приезжаю в Воронеж раз-два в год и вижу, что в регионе сейчас активно развивается туристическая отрасль. Значит, у вас есть потребность в экскурсоводах. Если популяризировать местный туризм, появятся новые рабочие места. До вас недалеко ехать с экскурсиями, не Алтай и не Дальний Восток – всего шесть часов на поезде из Москвы. Так что продолжайте развивать внутренний туризм, развивайте креативную индустрию и создавайте центры притяжения.

Всегда надо смотреть чуть дальше – не на два-три года вперед, а на экосистему и долгосрочные перспективы на 20−30 лет. Должна быть выработана стратегия, предполагающая будущую занятость населения, той же самой молодежи. Воронеж – город очень молодой по сравнению с Москвой, он прямо насыщен молодыми людьми – не зря же его называют студенческим городом. Но после того как молодежь у вас отучилась, куда она дальше пропадает? А дальше ее нет, я ее не вижу. Здесь тоже возникает вопрос: создана ли в регионе какая-то инфраструктура для выпускников вузов, какое предусматривается для них дальнейшее развитие на местных промышленных предприятиях? Промышленность и сельское хозяйство, насколько я знаю, хорошо развиты в регионе. Но сельское хозяйство – это такая «красная» отрасль, которая в самое ближайшее время будет цифровизирована. Причем тут речь идет даже не о годах, а, грубо говоря, о месяцах. Роботизированная техника, работающая на полях, вскоре заменит людей. Так что нужно смотреть на перспективу, в какую отрасль привлекать людей (не только приезжих к вам) с точки зрения удержания новых профессий.

- С какими вызовами будущего сталкивается российское образование?

– Качество. К сожалению. У нас есть образование, которое будущего не имеет, – этих профессий уже завтра не будет. Культурные и цифровые профессии останутся, а юристы, бухгалтеры, финансисты уйдут. Это профессии-пенсионеры.

Автоматизация и цифровизация бизнес-процессов приведет к исчезновению до 50% существующих профессий в ближайшее десятилетие.

Например, есть такое понятие «нейроморф» – это то, что компьютер будет делать лучше человека. Я сам юрист по образованию, и меня уже нет, хотя я по определенным причинам не работаю в своей профессии. Через несколько лет этой профессии не будет вообще. Как и юрисконсульта, и нотариуса и т. д. Многие профессии исчезнут, а сохранившиеся «традиционные» существенно изменятся, интегрировав в себя новые технологии.

- Можете назвать топ-10 профессий, которые в течение десяти лет исчезнут?

– Водитель, бухгалтер, юрист, дворник, логист, референт, провизор, копирайтер, переводчик, работники массовых производств. Слесарь, может, останется, но человек, который стоит на производственной линии, его уже не будет. Конечно, вы можете мне возразить и сказать, что в регионах вроде Воронежа такое случится не скоро – нам до Москвы далеко. Но давайте будем честными: как только труд робота станет дешевле труда человека, мы с вами уже ничего не вернем. И не важно, Воронеж или Казань, – это все крупные города, у которых есть амбиции и которые не так далеки от Москвы. По моим предчувствиям, в Москве эти профессии пропадут через два-три года. Поэтому с людьми, которые потом будут вынуждены остаться без этих рабочих мест, нужно начинать работать уже сейчас.

- Какие навыки тогда нужно прокачивать, чтобы быть востребованным на рынке труда?

– Начать нужно с коммуникаций. Даже если взять профессию юриста, 70% его работы – это работа с документами. И всю эту работу вскоре заменят роботы и алгоритмы, нейроморф.

- Что нужно делать уже сейчас, чтобы справиться с так называемыми квалификационными ямами?

– Изменить отношение к тому, что будущее уже здесь. Оно уже наступило, и мир уже не будет прежним. Посмотреть на проблемы, связанные с людьми в профессиях «группы риска», и вообще на эти самые профессии. У вас же есть топ-профессий в регионе. Проанализируйте, что будет с этими профессиями лет через пять-десять. Тогда вы поймете, что людей в объеме, предположим, 10 тыс. человек нужно начинать переучивать уже сейчас, предлагать им новую работу, давать новые виды возможной занятости очень близкой к текущей профессии, но не относящейся к ней. То есть начинать их к этому готовить. Потому что сразу сказать: «Друзья, мы вас через пять лет уволим, так как больше не будет водителя такси» нельзя. Чем дальше эти люди займутся? Куда они пойдут?

Мы сейчас четко находимся в этой квалификационной яме – и вопрос в том, что с этим делать. Задача специалистов, которые занимаются образовательным процессом, понять, что они могут дать в этой ситуации: какие у нас есть образовательные мощности, куда нам надо пойти, чтобы трудоустроить людей через 3−4 года, когда технологии погонят их с текущего рабочего места. И этим людям еще нужно «поменять позу ума». Провести оценку текущих компетенций, после этого выстроить траекторию, по которой можно как раз дать новую профессию.

- На ваш взгляд, дистант и онлайн-платформы пошли на пользу системе образования?

– С хорошим преподавателем – да. Будущее вообще за метапространством, которое станет лучшей мотивацией для получения знаний. Каким бы классным ни был преподаватель, но если у вас дома плохой интернет, монитор, пространство, перенасыщенное людьми, вы не сможете сконцентрироваться на получаемых знаниях. А в метапространстве вы просто надеваете очки, и люди вокруг вас пропадают. Вы увлечены стопроцентно тем, что с вами происходит. Погружение в виртуальную среду отрабатывается на уровне животных инстинктов.

- Сколько часов в день можно заниматься в виртуальных очках?

– Я рекомендую 30−40 минут с перерывом на 15 минут – как школьный урок. На самом деле все цифровые форматы, даже онлайн-вебинары, по-хорошему (и это доказано научно) полноценно воздействуют на мозг человека до 50 минут. Дальше мозгу нужно на что-то переключиться.

- У современных детей и так зависимость от телефонов. Не боитесь, что метавселенная вообще поглотит их?

– Я отвечу коротко и жестко: дети, живущие в телефоне/планшете или метапространстве, – это только наша с вами проблема. В виртуальном (цифровом) пространстве интереснее, чем в реальной жизни. И, пока детям там будет интереснее, чем здесь, мы с вами ничего не сделаем. Задача родителей – сделать реальный мир детей интересным. В метапространстве они должны только получать дополнительные знания, коммуницировать, но не подменять виртуальной реальностью настоящий мир.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.