«Семья – моя опора». Жительница Воронежской области Агафья Климанова отметила вековой юбилей в окружении внуков и правнуков
С Днем рождения героиню публикации поздравил губернатор
Валерия Авдохина, 27 февраля, 12:00
Жительница Лисок Агафья Сергеевна Климанова отметила 100-летний юбилей в воскресенье, 25 февраля. Именинницу поздравили председатель Совета ветеранов Лискинского района Олег Смирнов, председатель социально-бытовой комиссии Совета Елена Гулиева, представители городской администрации и местного управления соцзащиты. Долгожительнице вручили цветы, торт, зачитали приветственный адрес от президента Владимира Путина. К поздравлениям присоединился и губернатор Воронежской области Александр Гусев.
Училась работать
Агафья Климанова родилась в 1924 году в селе Марки Каменского района. В многодетной семье была старшей дочерью. Климановы по сельским меркам считались зажиточными – у них было свое хозяйство.
– Потому я и окончила только четыре класса, ведь нужно было родителям помогать. И в поле выходила, и со скотиной управлялась, и младших нянчила. Они, считай, все на моих руках и выросли. Не до школы было. Но все равно училась я всю свою жизнь – училась хорошо работать, – рассказала Агафья Сергеевна.
Коллективизация сильно ударила по семье Климановых. Всю скотину, кроме коровы, забрали. Да и ту оставили, как вспоминает Агафья Сергеевна, только потому, что иначе семерых детей не прокормить.
– Вроде как пожалели нас. Но все равно было очень голодно. В колхозе работаешь с утра до ночи, своим огородом некогда заниматься. Приходилось даже траву есть – мы ее называли «бобки». И в сыром виде ели, и зеленые лепешки из нее пекли, – говорит Агафья Климанова.
День начала войны она помнит очень хорошо.
– Мы как раз с подружкой Любаней колхозных бычков пасли. А они не слушались нас. И тут один парень решил над нами подшутить и говорит: «Девчат, а вы покричите им в уши!» Мы и крикнули. А быки как дали деру – насилу потом поймали. Только отдышались, смотрим – бригадир бежит и кричит: «Война, война!» Мы сначала даже как-то не поверили. Но очень скоро испытали весь этот ужас на себе, – продолжает узница фашизма.
Летом 1942 года в село пришли мадьяры и погнали местных жителей в Острогожск. Агафья Сергеевна рассказывает об этом со слезами на глазах:
– Многие еще в дороге поумирали – от голода, от упадка сил. Но наша семья уцелела. В Острогожске нас загнали в бараки и начался отбор – тех, кто поздоровее и помоложе, гнали дальше – на работы в Германию. Совсем больных уводили в сторону яра, и больше их никто не видел. А «середнячков» оставляли на месте. Вот благодаря моей маме нам и удалось стать частью этой самой золотой середины – она натерла мне и сестрам ноги чесноком и солью. У нас образовались язвы. И фашисты оставили нас в Острогожске. А племянница, Любочка, не стала так делать, и ее отправили в Германию.
Агаша-бригадирша
Когда в конце января 1943 года советские войска освободили Острогожск, Климановы вернулись в родные Марки. Но только не Агафья. Девушка решила пойти работать рельсоукладчицей на железнодорожные пути.
– Как раз в Острогожск вербовщик приехал и зазывал нас. Я и пошла как самая старшая из сестер. Мне только-только 19 лет исполнилось. Работа была и вправду тяжелая. Но я сама себе сказала: «Нравится – не нравится, а железную дорогу надо восстанавливать». И девчонки из моей бригады такие же были, не жаловались. В помощниках у нас – старики да детвора. Но и они исправно раскладывали тяжеленные шпалы. Не ныли, – вспоминает Агафья Климанова.
За волевой характер и требовательность к другим и самой себе Агашу в шутку прозвали бригадиршей.
– Хотя на самом деле бригадир у нас был другой. Но всегда он меня за старшую оставлял. Командуй, говорил, у тебя получается. А я и рада! Кричу своим: «Раз, два, взяли! Раз, два, взяли!» Но и сама, конечно, не отставала. Дождь проливной, мороз трескучий – работы останавливать было нельзя. Трудились мы на совесть. Подружек своих по бригаде помню хорошо – как будто вчера их видела. Четверо мы были не разлей вода – я, Катя, Таня и Дуся. Ну, а после войны нас разбросало – так и не пришлось свидеться. Интересно, как у них жизнь сложилась? – размышляет Агафья Сергеевна.
Единственная причина, по которой рельсоукладочная бригада могла покинуть место работы, – это бомбежка. Но, по словам «Агаши-бригадирши», лучше работать сутками напролет, чем хоть раз такое пережить.
– Вот даже не знаю, сколько раз я слышала этот надвигающийся гул – со счета сбилась. Но всегда страшно было. Прятались в полуразрушенных домах, подвалах – куда успеешь добежать. И все время в голове крутилось: «Хоть бы выжить! Только б выжить!» – вспоминает Агафья Климанова.
Со своей бригадой Агаша прошла от станции Евдаково до Каменск-Шахтинского, что в Ростовской области. И после окончания войны продолжила работать. В Марки она вернулась только в 1951 году.
– Я как раз сына, Витюшу, ждала. Не могла уже шпалы таскать да рельсы укладывать, – поясняет долгожительница.
Но уже через две недели после рождения мальчика молодая мама вышла на работу.
– Рассиживаться было некогда. На мне – мальчишка, пожилые родители и больной с детства брат. Нужен был не только хороший уход, но и средства. Потому пошла полы мыть – в школу, в клуб, в библиотеку. А чуть позже мне и вовсе повезло – взяли в нашу больницу поваром, – вспоминает именинница.
Сюрприз от близких
Сыну Агафьи Сергеевны – Виктору – уже 70 лет. Уехав учиться в город, он так и остался в Воронеже. Но три года назад, когда ноги у мамы стали подводить, переехал к ней.
– Не раздумывал ни минуты. Она на меня всю жизнь свою положила. Как я могу ее оставить? – поясняет Виктор Иванович.
Кстати, в свое время Агафья Климанова перебралась из Марок в Лиски, чтобы быть поближе к сыну и сестре, которая на тот момент жила в Лисках.
– Сейчас уже никого из сестер и братьев в живых нет. Всех похоронила. А сама живу, потому что Витя рядом со мной. Хлопочет, поддерживает, не дает горевать. Вроде и 70 уже ему, а он – мое дите, – призналась пенсионерка.
У Агафьи Сергеевны – двое внучек и трое правнуков. Кто-то живет в Воронеже, кто-то – в Москве. Пока особая гордость – за старшую правнучку – 19-летнюю Дарью, которая стала студенткой МГИМО. Среднему, Андрею, – 15 лет, а младшему, Кириллу, – 11. Агафья Сергеевна уверена, что все их успехи еще впереди.
На вековой юбилей съехались все, чтобы поздравить любимую бабушку.
– Все каникулы мы проводили у бабули. Она для нас старалась, пирожки пекла. Да и вообще – баловала нас. А теперь наша очередь ее баловать, – рассказала одна из внучек, Людмила Татаринцева.
Для именинницы близкие подготовили настоящее торжество.
– Я ведь из комнаты своей сейчас не выхожу. А пару дней назад заметила – что-то Витя мой в гостиной возится долго. А он, оказывается, шарики вешал, – не скрывала своей радости юбилярша. – Дай Бог каждому такую семью, как у меня. Они – моя опора.
Помимо шариков, Агафью Сергеевну в день ее рождения ждал белоснежный двухъярусный торт, цветы и теплые поздравления.