«Самые лучшие дети достались нам»: воронежская многодетная приемная семья – о воспитании и любви
У Заборовских 15 детей
Екатерина Бутцева, 30 декабря 2024, 12:00
Иван и Ирина Заборовские – многодетная приемная семья, прошедшая множество испытаний на пути к своему счастью. Родители уверены, что не бывает проблемных детей, а все, что им нужно, – это любовь и поддержка взрослых. О правилах воспитания, традициях и безграничной родительской любви читайте в материале корреспондента РИА «Воронеж».
Ирина стала женой Ивана на полчаса раньше, чем он ее мужем
Оба супруга родились в Киргизии, они были третьим поколением, выросшим там. Предки Ивана и Ирины – выходцы из казаков и крепких крестьянских семей, которые долгое время жили в восточных традициях, где принято уважать старших. Все это сформировало определенные жизненные установки и черты характеров героев публикации.
Познакомились Иван и Ирина в гостях у общей знакомой. Они быстро сблизились, нашлось много схожих интересов, среди которых – чтение книг. Молодые стали часто общаться и дружить.
– Буквально в первый же вечер мы наговорились всласть обо всем, что мы читали. Обсудили всю советскую классику. Я знал и знаю поэму Александра Пушкина «Руслан и Людмила» наизусть, с появлением детей она стала нашей семейной сказкой, – поделился мужчина.
Свадьбу сыграли в деревне у родителей Ирины, а роспись была назначена в городе на другой день. Тут случилось необычное – Ирина стала женой Ивана на полчаса раньше, чем он ее мужем. Тому поспособствовал сериал «Богатые тоже плачут».
– Этот сериал смотрела вся страна, когда он начинался, город мертвел. Время было неспокойное – начало 1990-х, мы решили уехать в Россию, поэтому я уже уволился, а моя любимая дорабатывала две недели. Договорились о регистрации с утра в будний день. Прибегает к нам домой замначальника ЗАГСа в 9 часов после утренних новостей, спрашивает: «Время есть?» У меня было, а Ира на работу собиралась. Замначальника достает кучу пустых бланков, забирает у Иры документы, показывает, где расписаться, а мне говорит: «А ты через полчаса придешь, когда серия закончится», – рассказывает, смеясь, Иван.
Бабушка и дедушка мужчины прожили вместе 63 года и у них было десять детей. Для Ивана и Ирины они стали примером, но все-таки изначально молодые не планировали большую семью, да и на их долю выпало непростое время.
– Мы мигранты 1990-х – люди без гражданства. Продали дом моей мамы, переезжая из Киргизии в Россию. И пока ехали в поезде, случился обмен денег, вырученные нами средства от продажи превратились в три похода на рынок. Приехав в Россию, мы жили в общежитии, а потом в вагончиках. Было время, когда мы реально весной собирали в лесу растения для салата, то есть настолько не было еды и работы тоже. Но мы не воспринимали это как какую-то трагедию, это было даже интересно. До сих пор вспоминаем о том, как с соседкой делили одну луковицу на двоих. И первые дети родились у нас в это время, – вспоминает Иван.
Первое свое жилье они купили только через 15 лет после переезда в Россию в селе Марки Каменского района Воронежской области. А до этого жили в съемном – сначала на Севере, потом в Новосибирской области, затем в Тульской, где родилась старшая дочь Алена. Следующая остановка была в Балашихе, там родился сын Андрей, а через Иваново семья оказалась в Александрове – городе Владимирской области, а потом уже в нашем регионе. Да и обе беременности Ирине по медицинским показаниям дались сложно, вот поэтому пара не сразу решилась на большую семью.
Шли к многодетному счастью семь лет
В Александрове Заборовские, работая при церкви, стали посещать детский приют. Все началось с пикника. Супруги через знакомую пришли в учреждение с пятью килограммами сосисок и предложили покормить детей. Однако оказалось, что на территории приюта нельзя жарить сосиски, а вот за его пределами – пожалуйста. Иван и Ирина так и сделали.
– Вернулись к детям, пообщались, поиграли. Они попросили провести для них соревнования. Мы выполнили их просьбу. Вот так и завязались отношения, которые продлились четыре года. За это время мы многое с ними переделали. Ира с ними шила и в процессе этой деятельности общалась. Мы организовывали для них походы, летний палаточный лагерь и много чего, – поделился Иван.
Супруги особенно прониклись к маленьким деткам, которые постоянно ждали возвращения мамы. Многие из них ходили по кругу: то возвращались в семьи, то вновь попадали в приют.
Однако Заборовские брать детей не спешили, на то были определенные причины: отсутствие жилья и, видимо, они сами еще не были готовы стать приемными родителями. Иван и Ирина шли к своему многодетному счастью семь лет. Приехав в Воронеж, они познакомились с приемными семьями, которые обещали помочь в этом вопросе. Иван и Ирина стали говорить со своими кровными детьми на эту тему и выяснять, насколько те готовы к появлению братьев и сестер.
– Аленке с Андреем тогда было 14 и 8. Они нам сказали: «Вам что, нас мало?» Тут стало ясно, что, если не подготовим их, мы не сможем быть эффективной приемной семьей. Стали брать детей с собой на мероприятия для приемных и в детдома, – объяснил Иван.
Заборовские ввели такое семейное правило, что, принимая каждого нового ребенка, они будут обсуждать его приход с теми детьми, которые уже есть дома.
«Я нашла нам детей»
Через два года проживания в Воронеже пара все-таки решилась взять детей из приюта. На одной из конференций, посвященной приемному родительству, Иван и Ирина получили стимул к действию.
– Все вокруг нас уже знали, что мы хотим быть приемной семьей. Однако ситуация затягивалась. На той конференции одна женщина подошла к нам и сказала, что если бы мы хотели взять ребенка, то уже бы сделали это. В тот момент у нас что-то щелкнуло в голове. Еще с нами в тот день была Аленка, которая призналась, что понимает нас. Все как будто сошлось. По дороге домой мы позвонили той женщине и спросили: «А что нужно делать?» И она нас сразу записала в школу приемных родителей, – вспоминает Иван.
Желание Заборовских принять в семью новых детей стало еще сильнее. Школу родительства они окончили, но как выбрать? Им казалось, что если они придут в детский дом с такой целью, то возьмут всех. Ирина засматривала до дыр журналы с детьми, ищущими семью, просматривала соцсети учреждений, и вот однажды она открывает ленту и видит: «Трое братьев ищут семью».
– И тут я понимаю: они – наши! Появлялись также мысли: их трое и в таком количестве мало, кто возьмет. Им было десять, восемь и пять лет. Для младшего найдется семья, а вот старших жалко, – вспоминает свои размышления Ирина.
Женщина еле дождалась мужа с работы, чтобы сообщить: «Я нашла нам детей». К слову, практически все остальные дети также случайно будут приходить в семью Заборовских.
Супруги быстро собрали документы, поскольку у ребят заканчивалось пребывание в приюте, и через месяц мальчишки были уже дома.
«Стояла задача стать одной семьей»
В первый год приемного родительства Заборовские неожиданно для себя поняли, что они ничего не знают о воспитании детей. Они собрали всю семью за столом и честно признались детям, что они не идеальные родители и не всегда поступают правильно, а также договорились о праве всех членов семьи на ошибку.
– С самого начала мы с мужем приняли для себя такое решение: если не меняемся мы, то жизнь детей не изменится никогда. Получается так, что мы воспитываем друг друга, – отметила Ирина.
У каждого из ребят были свои особенности, и необходимо было с ними как-то работать. Например, самый младший, Сережа, был совершенно нетактильный и не умел сидеть на руках.
– Мы гуляли по заповеднику в Дивногорье, до машины оставалось идти три километра. Я вижу – он устал. И посадил его на шею. У него началась паника. Орал, визжал, хватал за волосы. Опустил его на землю, а сам пошел побыстрей, думаю: устанет – сам попросится. Но нет. Чтобы его приучить к рукам, я попрятал все игрушки под потолок на шкафы и доставать их можно было, только залезая ко мне на плечи, – вспоминает глава семейства.
Старшие спокойно доставали, а Сережке пришлось преодолеть себя. При этом родители все время приговаривали: «Папа тебя никогда не уронит», и через неделю таких тренировок страх сошел на нет.
У старших мальчиков, Дениса и Никиты, были сильные пробелы в школьной программе. Иван и Ирина стали с ними учить таблицу умножения, все это происходило опять же в форме игры. Дети интересовались напольной маркерной доской, и родители объявили конкурс рисунков: тот, кто срисует один столбик таблицы умножения, получит сладкий приз. Так дети на протяжении десяти дней переписывали таблицу умножения, сами не замечая, что запоминают ее.
– У старшего, Дениса, в детдоме была такая характеристика: он не обучаем, у него множество нарушений: дислексия, отставание в развитии. В конце первого года обучения мы с его учительницей четвертого класса подводили итоги, она сказала: «Мы сделали невозможное», – вспоминает Ирина.
А сейчас Денису 20 лет, он один из лучших учеников колледжа, неплохо разбирается в машинах, будто та характеристика и не про него была.
В воспитании мальчишек помогали кровные дети.
– Первый год был непростым. Нам нужно было этих троих поднять, но так, чтобы кровным не навредить. Стояла задача не просто взять приемных, а действительно стать одной семьей. С определенными сложностями за год мы ее решили, – объясняет Иван.
Родственники решение Ирины и Ивана в большинстве своем приняли, а вот некоторые друзья крутили у виска, но Заборовские ни на кого не смотрели, делали так, как велело им сердце.
Пандемийные дети
Спустя пять лет родители стали ощущать, что дети разлетаются из гнезда и задумались о новых приемных ребятах. В тот момент Заборовские считали, что возьмут двух деток и на этом закончат свою «карьеру» в приемном родительстве. В этот раз они столкнулись со множеством трудностей при оформлении документов: не подходили размеры жилплощади, пандемия усложняла ситуацию, почти все организации были закрыты, плюс сложно было попасть в детские учреждения. В этот раз детей тоже нашли с помощью интернета.
– Мне стало интересно: а бывают ли двойняшки в детдоме? Забил в поисковую строку что-то вроде: «Близнецы ищут семью». Поиск выдал Машу с Ульяной. Там было видео про них, где Ульяна рассказывала, что хочет стать фармацевтом. Я говорю, будет у нас дома два фармацевта (Ирина тоже фармацевт – Прим.ред.), забираем их, – вспоминает Иван.
Девочки были из Белгородской области, родителей предупреждали, что характер у них сложный, переходный возраст, но Заборовские вновь никого не слушали.
– Когда у нас возникают проблемы с воспитанием детей, мы с Ирочкой не думаем, что с ребенком что-то не так. А задаем себе и друг другу вопросы: «Почему в нашей среде такое возможно? И что можно сделать, чтобы этого не было?» У нас такая догма: нет проблемных детей, есть дети с проблемами, и наша задача помочь им их решить, – объясняет мужчина.
Маше и Ульяне их кровная бабушка рекомендовала не переходить в приемную семью, потому что боялась, что девочки потеряют квартиры. Но этот вопрос быстро решила Ирина, переговорив с родственницей подростков. Ребятам тоже понравились близняшки, Денис даже готов был им отдать свой любимый велосипед. Оказалось, девочки не прижились в прошлой приемной семье, потому что очень любили свою кровную маму, а родители, которые брали их ранее, не разрешали общаться с ней.
– Девочки хотели быть на связи со своей мамой, и мы поняли, что противостоять этому бесполезно, поэтому это надо возглавить и пригласили маму в гости. Она несколько раз приезжала. Сейчас Маше уже исполнилось 18 лет, и она уехала к маме, а Ульяна осталась у нас, учится в колледже, – поделился Иван.
Девочки очень талантливые, они расписали одну комнату в доме, и на стенах в гостиной висит множество их рисунков.
Через два месяца после близняшек в семье появились еще трое детей – Вика, Паша и Маша. Когда Заборовские приехали за девчонками в детский дом, оказалось, что им дали разрешение на четверых, поэтому они взяли еще двух девочек, а потом и их брата.
Неидеальные дети неидеальных родителей
Новые дети прощупывали границы и проверяли на прочность родителей. По правилам семьи Заборовских подростки с вечерних гуляний должны приходить не позже девяти. А девчонки как-то пришли в полдвенадцатого, пытаясь вызвать агрессию родителей. Иван сел в кресло напротив них, молчал и смотрел на происходящее. Подростки были удивлены таким поведением отца. Мужчина объяснил им, что иногда достаточно поговорить и попросить прощение, необязательно после каждого проступка должен быть скандал. Девочки еще несколько раз опаздывали, но Иван стоял на своем, кричать и ссориться он не собирался, ему достаточно было, чтобы у него попросили прощения. Со временем у подростков пропало желание задерживаться.
– Понимаете, у нас дети неидеальные и родители у них тоже неидеальные. И мы позволяем всему этому быть, – поясняет Иван.
В 2022 году Заборовским позвонили из опеки Советского района и предложили взять девятиклассницу. Девочке нужна была приемная семья, Заборовские подходили идеально, потому что рядом с ними находилась ее школа. Иван и Ирина спросили уже проживающих в семье детей: «Как они отнесутся к новой девочке?» А те запротестовали. Тогда Иван стал рассказывать ситуацию девятиклассницы, ставил детей на ее место, и ребята согласились. Так в семье появилась Лера. Следующей была Саша, для нее Заборовские – четвертая приемная семья. Девочка живет уже полгода с ними.
Когда Иван и Ирина ехали за документами Саши, то в опеке их попросили помочь с семьей для еще трех мальчишек, у которых произошла жизненная трагедия. Они год назад переехали в Воронеж с родителями из Херсонской области, и практически сразу у них умерла мама, отравившись грибами. Отец, не справившись с горем, запил, дети не ходили в школу и сад, а кормили их по возможности соседи. Заборовские посмотрели на фото мальчишек и поняли, что не смогут пройти мимо этой ситуации. Они забрали Данилу, Назара и Андрея домой. Эти ребята им так сильно напоминают первых мальчишек, с которых началось их приемное счастье.
Дети и родители из приличной семьи
В семье множество правил и традиций. Заборовские собираются два раза в неделю за одним столом и обсуждают разные вопросы. Это могут быть и текущие проблемы, и глобальные вроде: что такое хорошо, а что такое плохо? Дети и взрослые часто заполняют такие анкеты, в которых пишут то, что им нравится в доме и что им хотелось бы исправить. Потом опять же обсуждают это.
Много времени Заборовские проводят вместе: готовят, ходят в походы, играют в настольные игры. На протяжении десяти лет семья встречает совместно рассвет. Родители даже бизнес подстроили под то, чтобы как можно больше времени проводить с детьми.
У Заборовских не принято употреблять нецензурные слова. Это не запрещено, но просто в их семье это считается некрутым и немодным. К тому же за одно такое слово – 50 приседаний.
Отпуская подростков на встречи с друзьями, родители им говорят в напутствие: «Делайте, что хотите, только помните, что вы дети из приличной семьи». Ребят сначала смешила эта фраза, но со временем они стали говорить ее в дорогу и родителям. Иван и Ирина делают все, чтобы не идти с детьми на конфликт.
– Одно из наших правил: «Если внутри тебя война, не вовлекай окружающих в свои боевые действия». И об этом мы тоже говорим с детьми, – отмечает Иван.
Заборовские выбивают из-под детей почву конфликта: не навязывают им своего мнения. А еще они много говорят с ними. При этом каждый член семьи может переживать «глобусное настроение» – это когда грустно и хочется побыть одному, но никто в этом не виноват.
– Мы говорим в таких ситуациях: «Если тебе плохо и ты хочешь побыть один, то скажи об этом нам, мы не будем тебя трогать. А когда тебе станет лучше, мы придем и будем обнимать и целовать тебя, потому что ты нам нужен и дорог», – объясняет глава семьи.
Интересно, что изначально все дети противятся правилам, но когда появляются новые ребята, то предыдущие уже начинают учить новичков: «А у нас в семье так не принято».
– Одна из наших концепций: мы не меняем характер детям. Мы говорим им: «Ты – ребенок-мечта». Они знают себя и закатываются от смеха. А мы им: «Мы с мамой мечтали иметь большую семью, и вот сейчас здесь сидишь ты – часть большой семьи, часть воплощения нашей мечты, поэтому ты – ребенок-мечта. Всегда помни это», -поделился Иван.
Родители понимают, что дети долгое время прожили в госучреждениях и это оставило на них определенный отпечаток. Ребята прошли через многие испытания и остались при этом людьми – на это нужен сильный характер.
– Самые лучшие дети достались нам, и мы хотим успеть вернуть им потерянное детство, которое было у них у всех непростым. Они это слышат и верят нам, – рассказал глава семейства.
О других воронежских многодетных семьях, их традициях и успехах можно почитать в спецпроекте РИА «Воронеж» «МЫ РАСТЕМ».