Самодельные карты и миллионы из США. Как воронежцы крали деньги со счетов американцев
Полицейские – о первом в России уголовном деле за выпуск поддельных банковских карт.
Оксана Грибкова , 16 января 2017, 16:35
Двое воронежцев оказались на скамье подсудимых по делу об изготовлении поддельных банковских карт. Молодые люди получали деньги со счетов граждан США, используя пластиковые карты, сделанные на съемной квартире под Воронежем. Подделки по виду ничем не отличались от настоящих.
По версии следствия, Артем Александров и Денис Куколев (фамилии изменены) входили в организованную преступную группу, действовавшую по всей России и за ее пределами. Лидер ОПГ за хищения денег со счетов американцев получил 48 лет тюрьмы в Таиланде. Однако группировка успешно продолжила «работу» и без него – одни ее участники выпускали поддельные карты, вторые записывали на их магнитные полосы информацию настоящих владельцев, третьи снимали деньги в банкоматах и делали дорогие покупки в магазинах.
Подробности первого в России уголовного дела об изготовлении банковских карт с целью их использования, роли воронежцев в преступной группе и технологии краж с банковских карт журналисту РИА «Воронеж» рассказал Николай Головин, начальник отдела следственной части по РОПД Главного следственного управления ГУ МВД по Воронежской области.
Кто воровал деньги у граждан США
Артема Александрова и Дениса Куколева задержали в феврале 2016 года после нескольких месяцев оперативной разработки – наблюдения и сбора доказательств. Куколева поймали с поличным, когда он снял в банкомате с 15 поддельных пластиковых карт почти 50 тыс. рублей. Александрова взяли после обысков в его съемной квартире под Воронежем, изъяв оборудование и материалы для выпуска банковских карт, 180 поддельных пластиковых карт, 9 тыс. долларов и почти 400 патронов.
– В июне 2015 года законодатели внесли изменения в ст. 187 УК РФ, уточнив, что к уголовной ответственности можно привлекать не только за сбыт платежных карт, но и за их изготовление в целях использования. Это позволило возбудить дело в отношении Александрова и Куколева – первое в России, – пояснил Николай Головин.
Мужчины, попавшие под статью об изготовлении платежных карт организованной преступной группой, с виду оказались вполне добропорядочными воронежцами с прекрасными характеристиками. Александров в разное время работал в строительных компаниях, в фирме по установке пластиковых окон, в торговле. Молодой человек старался честно зарабатывать – но, вероятно, семье с маленьким ребенком денег не хватало. Артему было сложно отказаться от легкого заработка, который сам шел в руки. Чтобы рисковать по минимуму, Александров уговорил одного из коллег, Дениса Куколева, помогать ему снимать деньги из банкоматов и совершать покупки в торговых центрах с поддельных карт. Как и Александров, Куколев считался порядочным человеком, хорошим семьянином.
Для мужчин кражи денег со счетов банков США стали хобби, которым они занимались 5-10 дней в месяц, доходным развлечением, приносившим по 100-150 тыс. рублей в месяц каждому. Как предполагают следователи, Александров и Куколев обналичивали 1,5-2 млн рублей в месяц, отправляя 80% незаконного заработка верхушке преступной группы.
Как воронежцы стали участниками ОПГ
Артем Александров попал в преступную группу, специализировавшую на кражах денег с банковских карт, несколько лет назад. Предположительно, Александров познакомился и поддерживал связь с ее участниками через интернет. Александров общался с ворами через компьютерную шифрованную сеть «для своих».
– Перед тем, как взять человека в этот незаконный бизнес, его долго проверяют. Участники группы обучают новых людей, присматриваются к ним. Для проверки сначала дают свои карты, зная, какой баланс на них. После обналичивания 20% человек оставляет себе, а 80% отдает тем, кто прислал ему карты. Так он зарабатывает доверие, с которым увеличивается число платежных карт – появляются карта, баланса которых те, кто дает задания, не знают. Участники группы, роль которых заключается в снятии денег, по сути, играют в банкоматы, набирая произвольные суммы. Компьютерные преступления раскрывать и доказывать крайне тяжело, так как участники ОПГ придерживаются серьезной конспирации – для общения используют шифры, файлы на компьютерах зашифрованы. Поэтому нам удалось вычислить только воронежских участников группировки, – рассказал Николай Головин.
Пройдя все проверки, Артем Александров заслужил доверие верхушки ОПГ – но вскоре попал под уголовное дело о краже денег с банковских карт российских граждан. В 2013 году суд приговорил Александрова к штрафу в 100 тыс. рублей. Парень решил завязать с кражами денег из банкоматов, однако отойти от дел ему не дал лидер ОПГ Евгений Тимофеев (фамилия изменена): его группировка действовала как минимум с 2013 года.
Александров был хорошо знаком с Тимофеевым, который не раз высказывал ему свое доверие и уважение.
– Как удалось установить, Александров выезжал с Тимофеевым во Вьетнам в командировки три-четыре раза в год на две-три недели. В этой стране обычно много американских туристов, и платежные системы легко осуществляют безналичные операции с карт банков США. Во Вьетнаме сообщники снимали деньги, а также покупали с поддельных карт айпады, айфоны, другую дорогую технику, привозили в Россию, растаможивали и продавали, – пояснил Николай Головин.
После судимости Евгений Тимофеев предложил Александрову новую роль в ОПГ – печатать пластиковые карты и передавать их через водителей рейсовых автобусов в другие города. Лидер привез молодого человека во Вьетнам, где на съемной квартире с оборудованием его обучили технологии изготовления банковских карт.
– За пластик без информации никакого дела быть не может. Делать пластик – не преступление, – уговаривал Тимофеев.
Александров убедился в правоте покровителя, изучив вопрос с юридической стороны. Он согласился «выпускать» карты, похожие на банковские. Сначала делал их дома, пока жена была на работе. Позже снял квартиру, где установил необходимое оборудование и держал материалы.
Воронежцу платили по 5 долларов за одну карту, которые он штамповал десятками – при желании за одну закладку в специальное устройство получалось по 100 штук. Артем Александров передавал «пластик» выше, где другие участники записывали на копии незаконно полученную информацию с магнитных полос платежных карт законных держателей из США. Следователи установили, что участники ОПГ покупали сложный набор цифр и пин-коды кредитных и расчетных карт непосредственно через интернет у хакеров, использующих только «ники» и имеющих доступ к базам счетов банков США. Оплата за поставку цифровых данных с карт американцев осуществлялась с помощью биткойнов (интернет-валюта), которые используются как условные единицы на «черном рынке».
– Кто о пропаже денег заявит – американцы, банки США? Где мы, а где американцы! Никто не заявит. Нет потерпевших с заявлениями – нет дела, –рассуждал Тимофеев, предлагая Артему Александрову вернуться к «игре в банкоматы» и шоппингу с «пластиком», где были записаны данные карт граждан США.
Логика лидера Александрову понравилась, да и соблазн зарабатывать больше был велик. Чтобы не рисковать самому, Артем подключил к делу Дениса Куколева, задачей которого было снимать деньги с карт в банкоматах, расплачиваться картой в магазинах. Себе Александров купил поддельный паспорт на имя Алексея Евтеева и вклеил в него свою фотографию, чтобы показывать кассирам в торговых центрах, если те попросят подтвердить личность держателя карты. Поддельные банковские карты получались такого хорошего качества, что их невозможно было отличить от настоящих. Поэтому зачастую проблем с кассирами у Александрова не возникало.
В чем заключалась технология подделки карт
Технологию изготовления банковских карт Артем Александров продемонстрировал полицейским во время следственного эксперимента. Для подделки банковских карт Артем Александров использовал пластиковые листы поливинилхлорида (ПВХ), которые с термоклеем закладывал в пресс-ламинатор. На листах были нанесены рисунки платежных карт с банковской символикой, которые мужчина окрашивал, прогоняя пластик через принтер. Пресс-ламинатор проклеивал, по сути, «спекал» слои пластика с голограммами и магнитными полосами в единое целое. Дождавшись охлаждения закладки, Александров придавал пластику нужную форму с помощью «ручного вырубщика». Были у молодого человека и готовые голограммы MasterCard и Visa и полосы для подписи MasterCard и Visa, которые он иногда приклеивал к картам уже после запекания.
Получив карты, Александров использовал еще одно устройство – эмбоссер, которым выдавливал буквы и цифры на карте – фамилию и имя держателя, номер карты и срок ее службы. Затем он брал типпер, с помощью которого наносил на карту серебряный или золотой окрас. Информацию на магнитную полосу карты Александров записывал при помощи энкодера.
Видео следственного эксперимента – предоставлено пресс-службой ГУ МВД по Воронежской области
Доказательствами по делу об изготовлении карт стали показания оператора заправки, где Александров и Куколев пытались сделать покупки по поддельным картам. Заподозрив неладное, женщина забрала паспорт на имя Алексея Евтеева, который ей предъявили клиенты. Кроме того, воронежские полицейские получили от коллег из Минска информацию о картах на имя Алексея Евтеева, которые «зажевали» банкоматы. Оказалось, Александров и Куколев «засветились» и там, когда ездили на шоппинг в Белоруссию. По оперативным данным, подельники нередко наведывались для тех же целей в соседние регионы.
По итогам расследования Александров и Куколев признали вину. Правда, все их признания основаны на доказательствах, которые собрали следователи. Реальные масштабы их деятельности и заработки могут оказаться еще крупнее. За преступления воронежцам грозит до 7 лет лишения свободы. Кроме того, Александрова судят за подделку паспорта. Во время следствия после четырех месяцев в СИЗО суд смягчил мужчинам меру пресечения. Фигуранты дела ждут приговора, находясь под домашним арестом.