«Сами полезли». Директора воронежского интерната обвинили в гибели работников в колодце
Три человека задохнулись в канализации на глазах начальника, коммунальщиков и односельчан.
Оксана Грибкова , 14 июля 2016, 18:55
Калачеевский райсуд рассмотрит дело о гибели в канализационном колодце трех мужчин, сообщили в СУ СКР по региону в четверг, 14 июля. Следователи не называют имя обвиняемого в гибели людей в июле 2015 года. Однако сами калачеевцы после трагедии назвали виновным в смерти трех человек Николая С., директора Пригородного дома-интерната для престарелых и инвалидов, который отправил людей без спецзащиты в канализационный люк прочищать засор.
Директор и по совместительству депутат местного совета категорически отрицает причастность к смерти рабочих, перекладывая ответственность на самих погибших. Однако его вина в нарушении правил техники безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц (ч.3 ст.143 УК РФ) полностью доказана, рассказал журналисту РИА «Воронеж» руководитель Калачеевского межрайонного следственного отдела Сергей Гольцман.
Почему потребовалось лезть в колодец?
В конце июля 2015 года в канализации дома-интерната поселка Пригородный случился серьезный засор, который нарушил работу учреждения с 180 пациентами. Для его прочистки 30 июля вызвали специальную машину из Россоши по платному договору. Коммунальщики прочистили сети и несколько канализационных колодцев. Но, как выяснилось позже, до одного из люков дома престарелых организация не добралась, так как коммунальщикам о нем в интернате не сообщили.
На следующий день после прочистки канализации ситуация не улучшилась. Слесарь дома-интерната Сергей К., осматривая колодцы, обнаружил засор в одном из них. Вероятнее всего, после прочистки остальных коммуникаций засор в сети переместился в этот колодец. Слесарь сообщил о ситуации директору учреждения Николаю С. Как установили следователи, тот вызвал сотрудников Калачеевского водоканала. Приехав, рабочие обнаружили, что в колодец ведут сети дома-интерната, а потому водоканал ответственности за него не несет. Их начальник согласился с тем, что канализационный люк с засором – проблема интерната, а не водоканала.– Ничего, у меня есть свой дайвер, – заявил рабочим водоканала Николай С., имея в виду 47-летнего слесаря Сергея К.
Готовя «операцию» по прочистке засора, директор дома-интерната вызвал нескольких сотрудников, в том числе 51-летнего техника Владимира Б. и 62-летнего электромонтера Анатолия Б., которые позже также оказались в злополучном колодце.
Как погибли люди?
«Операция» проходила при большом скоплении народа. По свидетельствам очевидцев, директор Николай С. руководил своими сотрудниками. Он решил устранить засор подручными средствами – для спуска в колодец предложил использовать полотенца, на которых обычно опускают гробы в могилы. Директор предложил принести двухметровую лестницу, но оказалось, что она не подходит для колодца глубиной в 5 м.
Видя подготовку к прочищению засора, сотрудники Калачеевского водоканала предложили сантехнику Сергею К. респиратор, в котором должны проводиться подобные работы. Но Сергей отказался от средства спецзащиты – респиратор не подходил по размеру. Начальник на применении респиратора не настаивал. Вместо веревки или полотенец, на которых поначалу собрались спускать слесаря, коммунальщики дали специальный трос, закрепляющийся под мышками и на поясе.
Слесарь Сергей К. спустился в люк, где успешно пробил засор с помощью шланга. Колодец сразу же стал наполняться нечистотами. Задыхаясь, Сергей К. попросил вытащить его поскорее. Когда слесаря почти подняли, он протянул руки к людям, чтобы те быстрее вытащили его. Из-за этого трос, при закреплении которого не учли размеры, расстегнулся, и слесарь упал на дно колодца. К тому времени колодец заполнился отравляющими парами, из-за которых Сергей К. тут же потерял сознание.
По версии следствия, на помощь слесарю под руководством директора Николая С. поспешил техник учреждения Владимир Б. Он прыгнул с веревкой спасать коллегу и тут же лишился чувств. Следом за слесарем и техником в колодец полез электромонтер Анатолий Б. Анатолий спустился и попытался помочь коллегам, но сам упал рядом с ними. Вскоре у толпы рядом с канализационным люком остановился проезжавший мимо сын электромонтера Сергей Б. Узнав, что внизу погибает его отец, 39-летний мужчина без раздумий прыгнул вниз. Но и он без должной защиты после нескольких вдохов потерял сознание.
События с пропавшими в колодце людьми, происходившие в течение 10-15 минут на глазах как минимум десяти человек, привели всех в замешательство. Собравшиеся были в шоке и не знали, что делать. Каждому, кто в спешке спускался в колодец, коммунальщики пытались предложить противогаз или респиратор. Но, не понимая опасности ситуации, люди отмахивались.
Отказался от противогаза и местный житель Евгений, который шел мимо колодца в магазин и вызвался помочь.
– Вы что же смотрите? Что не выручаете? – крикнул он, когда узнал о причине скопления людей.
Евгения спустили на веревке вниз, и он, задерживая дыхание, по очереди достал четырех мужчин.
К тому времени к канализационному люку приехала «скорая». Техник Владимир Б. к тому времени, как его поднял из колодца Евгений, умер. Врачи стали реанимировать электромонтера и его сына, которые были живы. Оба ненадолго пришли в себя, разговаривали, но вскоре скончались из-за сильного отравления сероводородом. Слесарь Сергей К. выжил, так как оказался в самом низу колодца, где отравляющие пары сероводорода поднимались вверх.
Кто виноват?
Николай С., который поначалу был свидетелем по делу, отказался давать показания. Директор интерната заявил, что в гибели людей виноват директор водоканала, сотрудники которого отказались лезть в колодец. Однако выяснилось, что коммунальная организация действительно никакого отношения к сетям дома престарелых не имеет и обслуживать их была не обязана. Поэтому, если не брать во внимание этические моменты, коммунальщики действовали строго по инструкции, ничего не нарушив с юридической или служебной точки зрения.
Жительница поселка Пригородный на месте трагедии
Фото — Сергей Касимов– На следствии было установлено, что прочистку засора директор дома престарелых организовал по своей инициативе и, нарушив правила техники безопасности, отдавал распоряжение подчиненным, – пояснил Сергей Гольцман.
Когда Николаю С., который продолжает занимать должность руководителя учреждения, предъявили обвинение в преступлении, он стал утверждать, что работники «сами виноваты, попрыгали в колодец». В стараниях переложить вину на покойников он даже представлял на следствии документы, по которым один из погибших оказался на бумаге инженером по технике безопасности.
Николай С. затягивал ознакомление с уголовным делом, пытался противодействовать расследованию, однако его вина в преступлении полностью доказана, подчеркнули в СКР. За нарушение правил техники безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц (ч.3 ст.143 УК РФ), ему грозит до пяти лет тюрьмы с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.