Самая теплая и массовая. В Воронеже реконструировали бой за поселок Первое Мая
Мероприятие собрало более 300 участников и около 8 тыс зрителей.
Юлия Львова, 27 января 2019, 22:49
Традиционная военно-историческая реконструкция, посвященная Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, прошла на берегу водохранилища у музея «Диорама» в воскресенье, 27 января. По оценкам организаторов, мероприятие в честь 76-й годовщины освобождения города собрало около 8 тыс. зрителей. Чем удивила одиннадцатая по счету реконструкция – в репортаже РИА «Воронеж».
Комфортная погода
Реконструкция в 2019 году стала самой теплой за всю историю инсценировки боев за Воронеж: термометр показывал всего -5 градусов, периодически шел дождь. До этого рекорд по теплу принадлежал отметке -15 градусов. Все остальные реконструкции проходили в мороз -20 и ниже. В 1943 году советская армия, освобождая город, героически сражалась в -31.
Иностранные участники
Устроители отметили рекордное количество участников. В 2019 году воссоздавать эпизод битвы за Воронеж приехали более 300 реконструкторов 34 военно-патриотических клубов из 16 городов России, Белоруссии и Италии. Итальянскую сторону представляли три клуба: La Disperata, Noi Soldati al Fronte 43/45 и Elba Fortificata. Итальянцы, как и в годы войны, «сражались» на стороне немецкой коалиции.
– Для нас большая честь принимать итальянских коллег, – сказал корреспонденту РИА «Воронеж» руководитель военно-патриотического клуба «Набат» Евгений Ишутин. – Итальянская делегация участвует в наших сражениях уже второй раз, в 2017 году члены клуба реконструировали Острогожскую операцию в Россоши, где в годы войны базировались итальянские части. Поэтому они хорошо знают, что такое русская зима. В делегацию вошло 15 человек, настоящих итальянцев в ней трое. Они не говорят по-русски, но основные фразы, используемые в реконструкциях, понимают, а для профессионального общения этого достаточно. В Воронеже итальянцы уже три дня и пробудут здесь еще двое суток – хотят посетить военные музеи и монументы, им очень интересна эта тема.
Ранее в воронежских реконструкциях участвовали и члены венгерских клубов. По словам Евгения Ишутина, иностранные коллеги проявляют большой интерес к реконструкциям, но с сожалением констатируют, что приехать не позволяют финансовые возможности.
Более миллиона рублей на реконструкцию
Стоимость нынешней реконструкции составила порядка 1,2 млн рублей. Основная часть расходов – специальная пиротехника, имитирующая взрывы, огонь, задымление, а также размещение участников, аренда и доставка техники.
Неосторожность публики
Самих реконструкторов в этот раз больше всего поразила беспечность зрителей. Многие горожане отнеслись к сражению как к забаве: чтобы лучше рассмотреть действо, некоторые пришли на площадку не со стороны Ленинского проспекта, а по льду водохранилища и попытались спрятаться в кустах и камышах – в непосредственной близости от взрывавшихся снарядов. Во время боя ведущий дважды по громкой связи обращался с требованием немедленно покинуть опасную зону, но зрители его слова игнорировали. К счастью, никто не пострадал.
Новый сценарий
Ежегодно постановочное сражение за Воронеж проходит примерно по одному сценарию: сначала на поле боя показывают бесчинства фашистов в отношении мирных жителей.
Затем начинается наступление красноармейцев: завязывается бой с пулеметными очередями, взрывами снарядов, выстрелами автоматов и винтовок. Потом на помощь нашим солдатам приходит «Катюша» и наносит решающий сокрушительный удар по армии вермахта. Раненых солдат уносят с поля боя сестрички, уцелевших немцев берут в плен советские бойцы.
В этот раз сражение началось с нападения фашистов на мирное население. Мадьяры отобрали у людей продукты и теплые вещи, ведь их одежда совершенно не подходила для русских морозов.
Показанное реконструкторами действо основано на реальных событиях, проходивших в Воронеже на территории поселка Первое Мая 25 января 1943 года. В основу сценария легли архивные документы и фотографии. Восстановить события по фотоснимкам помогли специалисты-историки ВГУ. Всего на работу с архивами и написанием сценария организаторы затратили около месяца.
Постановочное сражение продлилось 40 минут. По его окончании участников клубов наградили благодарственными грамотами. Затем горожанам разрешили выйти на поле боя сфотографироваться с военной техникой и собрать гильзы.
Техника и братья Шептаевы
Главными объектами для фотосессий стали легендарная «Катюша», как самая крупная машина в этом сражении, и бронеавтомобиль БА-64, как самый компактный, – залезть на него не составляло труда даже малышам.
На воронежскую реконструкцию БА-64 доставили из Белгорода. Машина принадлежит местной общественной организации «Поиск». Восстановили военный внедорожник родные братья Михаил и Александр Шептаевы. Старший, 45-летний Михаил, участвовал в бою в качестве водителя «БАашки». Младший сражался на стороне фашистов.
Страсть к раритетной технике у братьев с детства. Начинали с велосипедов и мопедов, которые собирали по чертежам журнала «Юный техник». Повзрослев, переключились на большие «машинки».
– Когда меня спрашивают, какая у меня специальность, я всегда отшучиваюсь, что мне проще сказать, кем я только не являюсь. Я выполняю сварные, токарные, слесарные работы, трудился стропальщиком, крановщиком, работал со строительной техникой – бульдозерами, экскаваторами. Все могу починить, – говорит Михаил Шептаев.
Первым военным автомобилем, который братья отреставрировали, стал ГАЗ-67 – легкий внедорожник, выпускавшийся с 1943 по 1953 год. В то время с американской стороны был внедорожник Willys MB, а наши сделали в ответ ГАЗ-67. Красноармейцы называли его «козликом», а американцы за сходство со своим виллисом прозвали «Иваном Виллисом».
– Тот ГАЗ был из Белгородской области, его купил один мужичонка у местного колхоза и проездил на нем всю жизнь. Потом продал. Новый владелец пытался починить его, ничего у него не получилось, и он уж было собрался сдать его на металлолом, но тут появились мы и выкупили эту машину. В ней не было ни раздаточной коробки, ни двигателя. Через продавца мы узнали адрес предыдущего хозяина и поехали к нему узнать судьбу заводских запчастей. Оказалось, что двигатель у дедули все это время валялся во дворе. Была зима, мороз стоял жуткий. И мы ломом выбивали этот двигатель изо льда. С трудом выломали, привезли в мастерскую и все починили, – вспоминает Михаил.
Со временем братья увлеклись вооружением не только Красной армии, но и противника. Наряду с советскими ГАЗ-ММ, ГАЗ-АА, трехтонным ЗИС-5, через их руки прошли различные американские Willys и Dodge, немецкие и чешские танки, артиллерия, мотоциклы, зарядные ящики, минометные тележки.
– Технику находим по объявлениям – кто запчасти продает, кто корпуса, кто мотоциклы. Перевозим в мастерскую манипулятором, эвакуатором, что-то на «Газели». Это только кажется, что танки тяжелые, на самом деле даже броневики легко транспортировать, а артиллерию и мотоциклы вообще в кузове «Газели» можно легко перевезти. Как-то поехали в Вологду за «полуторкой» ГАЗ-АА, застряли по уши в грязи, долго искали трактор, потом трактором себя вытаскивали и эту «полуторку», – смеется Михаил.
Все боевые машины, отреставрированные братьями Шептаевыми (а счет им идет уже на десятки), – на ходу. Но на дальние расстояния на этих машинах мужчины не ездят – берегут технику.
– На танке из Старого Оскола до Воронежа не доедешь, он не рассчитан на такую дальнюю дорогу. Да и жалко машины – у них маленький моторесурс. На тех же «полуторках» проедешь 5 тыс. км и можешь смело ремонтировать двигатель – он гарантированно сломается. Там же используется баббитовая заливка. Это антифрикционный сплав на основе свинца и олова, которым заливают корпус вкладыша подшипника скольжения. У баббитового слоя небольшая прочность, поэтому за продолжительностью работы подшипника все время нужно следить. После каждого мероприятия – реконструкции или парада – технику грузим на эвакуаторы и транспортируем в ангар. К сожалению, для крупной техники у нас нет специального помещения, поэтому танки, например немецкий Pz.Kpfw.III, или немецкая самоходно-артиллерийская установка StuG III, бронеавтомобили стоят у нас под открытым небом. А легкая и колесная техника, которая боится влаги, стоит в помещении. В летнее время наши машины экспонируются по различным выставкам и снимаются в фильмах, – рассказал Михаил.
Легкий бронеавтомобиль БА-64, который участвовал в воронежской реконструкции, выпускался в 40-х годах Горьковским автозаводом. Машину создали на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64. Внедорожник был рассчитан на двух человек – водителя и стрелка. Машина комплектовалась пулеметом ДТ-29 или пехотными пулеметами, могла вести огонь как по наземным целям, так и по воздушным. Но больше БА-64 использовали как разведывательный автомобиль. В 1943 году эти машины были очень распространены на Воронежском фронте.
Братья Шептаевы собрали БА-64 по оригинальным заводским чертежам Горьковского автозавода 1942 года. Бронекорпус – реплика, сварен из листовой стали (правда, это не броня, а обычный металл), а ходовая часть – оригинальная от ГАЗа.
– Машинка маленькая, тесная, в ней и два человека размещаются с трудом. Человек с лишним весом или высоким ростом просто не заберется ни в башню, ни за руль. Многие вообще не понимают, где у нее «вход». Управляется, как обычный автомобиль, рулем. Сиденье в ней нестандартное – водитель находится в полулежащем положении. Коробка передач между ног, педалей три, тормоз и газ справа. Конструкция машины сделана так, что с двигателя поток воздуха идет в салон, поэтому зимой в ней тепло. Но летом это ужас – накаляется как печка. А еще в ней очень плохая обзорность: смотреть приходится через щелочку размером 10 на 1,5 см.
Есть у первого советского внедорожника еще одна проблема – заправлять бронеавтомобиль непросто. Машина «ест» бензин АИ-80, а его не так часто теперь можно встретить на заправках. Раньше БА-64 с удовольствием «поглощал» 66-й, 72-й, 76-й, даже соляркой с бензином, керосином и легкими маслами не брезговал. А теперь только 80-й подавай. Для этой реконструкции Михаил залил 20 л бензина на 800 рублей. Летом расход топлива меньше – прогревать машину не надо, да и буксовать в сугробах ей не приходится.