«Сам потерпевший». Почему водитель не признал вину за смерть 2 подростков в ДТП в Воронеже
Гособвинение настаивает на том, что мужчина за рулем ВАЗа был пьян.
Виктория Лушина, 24 сентября 2018, 19:35
В Железнодорожном суде заканчивается процесс над 32-летним Романом З., которого обвиняют в гибели двух подростков в аварии. Гособвинение считает, что пьяный мужчина выехал на встречную полосу и насмерть сбил 16-летних Сашу Бокарева и Пашу Попова. Родители погибших настаивают на максимальном наказании. Водитель и его адвокат уверяют, что подростки, ехавшие на мопеде, тоже нарушили правила, а Романа З. самого можно признать потерпевшим: после аварии мужчина остался без глаза.
Авария у школы
Авария в микрорайоне Краснолесный произошла 16 августа 2015 года. По версии следствия, в тот день Роман З. выпивал с самого утра, а потом сел за руль ВАЗ-21103 и начал кататься по улицам. Около 15:00 мужчина устроил первое ДТП: на перекрестке улиц Нежинской и Генерала Лохматикова на своем ВАЗе он врезался в припаркованный Nissan. Обошлось без жертв, водители уладили конфликт. Роман З. позвонил знакомому и продолжил распивать с ним алкоголь, сидя на капоте ВАЗа. После этого мужчины поехали кататься вместе.Вторая авария случилась около 22:40, когда автомобиль двигался по улице Генерала Лохматикова со стороны улицы Спортивной к Вешняковской. У школы №24 ВАЗ врезался во встречный мопед, ехавший близко к середине проезжей части. Двухколесным транспортом управлял Паша Попов. Мопед принадлежал Саше Бокареву, он разрешил другу порулить, а сам сел назад. После ДТП оба подростка были живы, но умерли от тяжелых травм в больнице.
Автотехническая экспертиза установила, что водитель легковушки превысил скорость. Машина двигалась под 90 км/ч при разрешенных 60 км/ч. Как пояснил гособвинитель, Роман З. также «не выдержал безопасный боковой интервал»: машина примерно на 0,5 м заехала на полосу встречного движения. От удара легковушка отлетела в дерево, а подростков отбросило на несколько метров. Роман З. бросил машину и ушел с места аварии. Позже полицейские нашли его в лесу и доставили в больницу.
– Роман З. частично признал вину, но он вправе защищаться любыми способами. Виновность водителя подтверждают показания свидетелей. Например, ехавший с ним в тот день знакомый рассказывал, что Роман З. постоянно менял траекторию движения, то заезжая на полосу встречного движения, то возвращаясь на свою полосу. Это можно объяснить состоянием алкогольного опьянения: проезжая часть на улице Генерала Лохматикова достаточно широкая, – заявил на прениях гособвинитель.
Прокурор попросил суд признать водителя виновным по ч. 6 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух человек). Кроме того, Романа З. обвинили в повторной пьяной езде (ст. 264.1 УК РФ). Мужчина нетрезвым сел за руль летом 2016 года, у него отобрали водительские права. Но 8 апреля 2017 года Романа З. вновь остановили сотрудники ГИБДД, мужчина пьяным ехал за рулем на машине знакомого, от медосвидетельствования отказался.
По совокупности преступлений прокурор попросил для Романа З. 8 лет и 7 месяцев колонии-поселения, а также на 3 года лишить мужчину водительских прав.
«Он не раскаялся»
В своей речи адвокат потерпевших Марина Богомолова заявила, что авария произошла в центре микрорайона, где расположены школа, детский сад и стадион. Женщина напомнила, что мимо этих зданий пьяный Роман З. несся на скорости 90 км/ч.
– Все поведение Романа З. на следствии и в суде, в том числе демонстративный отказ возместить потерпевшим моральный вред в сумме 2 млн рублей, свидетельствует о том, что он не раскаялся. Прошу суд назначить максимально возможное наказание, связанное с лишением свободы, и удовлетворить иски потерпевших, – сказала Марина Богомолова.
На строгом наказании для водителя ВАЗа настаивали и родных погибших мальчиков.
– Прошу назначить самое суровое наказание, которое возможно по закону. Я отец, и для меня гибель сына – это большая утрата. На данный момент я еще не отошел от всего произошедшего. Прошу суд вынести строгий приговор, потому что я уверен, что этот человек не исправится. Пусть он посидит в тюрьме и подумает о своем поведении, – сказал отец одного из мальчиков Михаил Попов.
Отец второго подростка отказался участвовать в прениях. Когда судья Елена Курбатова обратилась к нему, мужчина ответил, что не может говорить.
«Виноваты подростки»
Адвокат Романа З. Светлана Мекеда заявила, что не будет выгораживать мужчину, но просит «объективно посмотреть на некоторые вещи» и заранее извинилась, если ее слова причинят кому-то боль. По мнению защитника, в деле нет ни одного доказательства алкогольного опьянения водителя, кроме слов свидетелей.
– Кто-то говорит о состоянии заторможенности Романа З. в момент ДТП, кто-то о его шаткой походке. Но все забывают, что он тоже был участником аварии, его автомобиль после столкновения с мопедом врезался в дерево. От этого Роман получил телесные повреждения и лишился глаза. Шаткая походка и состояние ступора могут быть связаны именно с серьезными травмами. После аварии он вышел из машины, сказал знакомому вызывать «скорую» и пошел, чтобы оказать себе какую-то помощь. Он не помнит точно, но помнит, что заходил домой, умылся, затем пошел в больницу. А дальше либо потерял сознание в лесу, либо заснул, там его и нашли сотрудники полиции. После задержания его доставили в больницу с травмой, – рассказала адвокат.
Светлана Мекеда вспомнила и о показаниях остальных свидетелей: все они были настроены против Романа З. из-за «негативной репутации», которая сложилась у него в Краснолесном. Адвокат заключила, что из-за этого окружающие сразу сделали вывод о вине Романа З. и никто не пытался установить истину.
В своей речи женщина также остановилась на результатах трех автотехнических экспертиз. Первую проводили в Воронеже, вторую заказали московским экспертам, затем к делу вновь подключились воронежские специалисты. По словам защитника, первую экспертизу нельзя брать в расчет из-за того, что она опиралась на составленные с нарушениями протоколы осмотра места происшествия. Адвокат поставила под сомнение результаты третьей экспертизы, которую заказывали у коммерческого эксперта, и настаивала на второй – московской.
– Есть заключение московских экспертов, не заинтересованных и не затронутых резонансом этого уголовного дела. Они говорят, что как бы это ни было тяжело признать, но виноваты подростки. Транспортным средством управлял мальчик, который, возможно, в первый раз сел за руль и даже не был владельцем мопеда. Свидетели говорят, что ребята баловались: скребли лопатой по асфальту во время движения, виляли по дороге мимо девочек. Наверное, столкновения можно было избежать, но никто не сбросил скорость. Я думаю, что у водителя мопеда была более реальная возможность повернуть в сторону. Но сейчас уже сложно говорить, что произошло. Возможно, ребята отвлеклись, – сообщила адвокат.
Защитник Романа З. пришла к выводу, что родные погибших подростков настойчиво пытаются найти виновных в трагедии, потому что каждый из них винит в случившемся в первую очередь себя. Женщина напомнила, что мопед не был зарегистрирован, а у его хозяина-подростка не было водительских прав. Светлана Мекеда заявила, что Роман З. отказывается возмещать моральный вред семьям погибших мальчиков из-за своей «правовой позиции». По словам адвоката, мужчина считает себя потерпевшим, а не виноватым. Адвокат попросила суд учесть все эти факты и назначить Роману З. не столь суровое наказание.
После этого судья Елена Курбатова предложила Роману З. выступить с последним словом.
– Да мне как-то нечего сказать, – ответил мужчина.
Приговор Роману З. вынесут в пятницу, 28 сентября.