С паперти в деревню. Как воронежских бездомных превратили в фермеров

В новом приюте в селе Верхняя Тишанка ищут смысл жизни 10 человек.

Елена Миннибаева, 19 октября 2016, 17:20

Михаил Кирьянов

Сотрудники воронежской благотворительной организации «Рассвет» открыли приют для бездомных в селе Верхняя Тишанка Таловского района. В приюте живут десять человек: две женщины и восемь мужчин от 35 до 73 лет. Жилье под приют и 40 соток земли «рассветовцам» подарил благотворитель. Приют в Верхней Тишанке, получивший название «Новая жизнь», стал третьим для организации: первые два работают в Воронеже – в Коминтерновском и Советском районах. Сотрудники «Рассвета» рассказали журналистам РИА «Воронеж», как помогают людям без крыши над головой начать жизнь с чистого листа.

«На этих людях все поставили крест»

Приют в Верхней Тишанке – это два дома в разных концах села. Один находится на окраине, там живут четверо мужчин. Их обязанность – ухаживать за скотиной: коровой, баранами, козами, гусями. Второй дом расположен недалеко от центра – здесь постояльцы ориентированы на земледельческие работы: недавно убрали с огорода богатый урожай картофеля, капусты и моркови.

Теплица – гордость приюта
 

В отапливаемых теплицах до сих пор зреют помидоры и огурцы. В погребе – ряды из банок с разнообразными соленьями. В заготовочном цеху постояльцы режут укроп для заморозки, а повариха Оксана орудует на кухне – варит суп и жарит кабачковые оладьи.

Повариха Оксана научилась готовить одной рукой – левая после перелома почти не двигается.
 

– Мы готовим из продуктов, которые наши ребята вырастили своими руками. У нас даже мясо и молоко свойское. Это люди, которые еще вчера были бездомными, на которых все, в том числе и они сами, поставили крест, – с гордостью рассказывает куратор приюта Владимир Покорный.

Владимир – душа и голова «Новой жизни» (к слову, в Репьевском районе существует хутор с таким же названием). Не так давно у Владимира был свой прибыльный компьютерный бизнес в Воронеже. Но к 30 годам мужчина понял, что хочет не просто делать деньги, а жить в гармонии с собой -помогать людям, почаще бывать на природе, общаться с животными. Узнав о новом приюте, Владимир сразу решил: это то, что надо. Бизнесмен перевел постоянных клиентов на других сотрудников фирмы, а сам уехал поднимать «Новую жизнь».

Владимир Покорный
 

– У меня есть силы, желание и опыт оказания помощи. Хочу попробовать себя в этом деле – вдруг это то самое, для чего я родился. Счастлив тот, кто нашел себя в жизни. Живу здесь с начала лета. Мы все вместе с ребятами делаем: на огороде работаем, строим, едим общую пищу, вопросы разные решаем – кому-то документы нужно восстановить, кому-то медицинская помощь необходима. Вот, например, у Николая Николаевича вообще сложный случай. Мы попытались ему паспорт новый сделать, а оказалось, что по всем документам он умер. Теперь придется через суд доказывать, что этот человек жив, – показывая на старика в вязаной полосатой шапке, говорит Владимир.

Николай Николаевич
 

Николай Николаевич к статусу покойного относится с иронией. Говорит, сам виноват. Жил в квартире на улице Большая Манежная. Семьи никогда не было, ушел в загул и не вернулся. Семья родного брата подала в розыск, а через несколько лет родственики через суд признали без вести пропавшего Николая Николаевича умершим.

– Я на Дальних садах жил, на грядках помогал, воду включал, за домиками следил. Домой возвращаться не хочу: на кой я им сдался, у них там все хорошо – а тут я явлюсь через десять лет. Я лучше здесь, в приюте, как-нибудь до смерти перекантуюсь, мне, небось, не так много и осталось, – тихо ворчит старик.

Из-за семейных проблем осталась без крыши над головой и Елена Львовна. По словам женщины, она не ужилась в одной квартире с дочерью и ушла бродяжничать. Бомжевала несколько лет. В теплое время спала на лавочках и в беседках на территории детских садов, когда холодало, перебиралась в подъезды. Жильцы бездомную не выгоняли, наоборот, даже давали теплую одежду и еду. С дочерью и внучкой женщина не общалась два года.

Елена Львовна
 

– Они не искали меня, но я не обижаюсь на них. Надеюсь, дочь не повторит мою судьбу. А если дочка и внучка про меня прочитают, пусть знают, что я жива, у меня все хорошо. Живу в тепле, не голодаю. Нога, правда, болит, а так все нормально, – улыбаясь, говорит женщина.

«Мы даем им удочку – рыбу они учатся ловить сами»

Приют в Верхней Тишанке начал работу летом 2016 года. Все его постояльцы раньше жили в воронежских приютах «Рассвета». Насильно в деревню их не отправляли: вчерашние бездомные говорят, что сами захотели перебраться поближе к природе – подальше от городских искушений.

– В городе сложно бросить пить, там на каждом шагу киоски с «фанфуриками» (пузырьки со спиртосодержащими настойками, не предназначенными для приема внутрь – РИА «Воронеж»), и полезными делами в городском приюте особо не займешься. А здесь ближайший магазин на приличном расстоянии, все ребята при делах, у каждого свой круг обязанностей. Это помогает держать себя в руках. Конечно, текучка есть. Не все выдерживают сельскую жизнь. У нас двери работают и на вход, и на выход, никого не держим. Хочешь уйти от нас – иди, – объясняет куратор приюта Владимир Покорный.

Проживание в приюте – дело добровольное
 

Прежде, чем поселиться в приюте, все подопечные «Рассвета» проходят обследование в противотуберкулезном диспансере и центре «АнтиСПИД». Чтобы обезопаситься от вшей, волонтеры сжигают всю старую одежду новичков.

– Мы не рассматриваем приют как место пожизненного проживания. Наша задача – вернуть бездомного к нормальной жизни. Если нет документов – помочь их снова получить, если проблемы со здоровьем – подлечить. Когда человек более-менее придет в себя, мы снова отправляем его в воронежский приют, чтобы он смог найти в городе работу, снять жилье. Стариков будем пробовать устраивать в дома престарелых. Бездомных много, и несправедливо будет, если мы будем постоянно заботиться только об одной маленькой группе людей. Мы даем им удочку, а рыбу они должны уже сами научиться ловить, – уверен куратор приюта «Новая жизнь».

В приюте пока нет ванной, постояльцы моются в самодельной бане
 

Приюты «Рассвета» существуют на средства благотворителей. Помочь им может каждый человек, и не только деньгами. Например, приюту в Верхней Тишанке нужны различная мебель и бытовая техника. Здесь готовят на старой двухконфорочной плите, а молоко после дойки хранят в холодильнике советской эпохи. Острая необходимость – в электропроводах, лампочках, розетках. Нужен чайник, фен, микроволновка. Даже простого зеркала, чтобы побриться, в приюте нет.

– С приходом холодов количество жильцов в приютах увеличивается, мы также ждем пополнения, поэтому хотелось бы как можно быстрее привести жилье в порядок. Еще планируем обустроить в нашем приюте мастерскую, поэтому будем благодарны за любые инструменты и стройматериалы. Впереди зима, работы на огороде не будет. Мы хотим, чтобы наши постояльцы занялись изготовлением поделок. Можно делать деревянные подставки под посуду, куклы сувенирные из соломы – да много чего можно придумать. Все это отвлечет ребят от мыслей о прошлой жизни и поможет заработать на нужды приюта, – говорит Владимир Покорный.

В приюте жизнь по расписанию: завтрак в 7:30, обед в 13:00, ужин в 19:00
 

Жильцы Верхней Тишанки к новым соседям отнеслись дружелюбно. Некоторые даже разрешили пользоваться своей землей. За пять месяцев существования приюта к постояльцам не было ни одного замечания. Живут все тихо, не пьют, работают.

Уже перед отъездом к нам подошел один из постояльцев приюта Михаил и попросил помочь ему создать семью. Мужчине – 38 лет, женат не был. По образованию – учитель физкультуры, правда, никогда в школе не работал. После учебы сразу ушел на стройку. Когда была работа, снимал квартиру, потом его сократили. Оказавшись без денег, мужчина пришел за помощью в церковь, а оттуда его отправили в приют «Рассвета».

Жених Михаил
 

– Я хочу реализоваться в жизни, ведь мне еще только 38 лет. Хочу создать семью, чтобы дети появились. Мне бы только найти хорошую порядочную женщину, которая поможет мне от бутылки подальше держаться. Один я сопьюсь. Я все по дому могу делать, а здесь отвечаю за теплицы, так что могу и в городе жить, и в деревне. Опубликуйте, пожалуйста, мою фотографию – вдруг я кому-то понравлюсь, – просит Михаил.

О том, как помочь приюту, можно узнать на официальном сайте «Рассвета».

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.