С красивой жить не запретишь
28-летняя Люда Коваленко, около десяти лет прожившая в психоневрологическом интернате, обрела приемную семью
Леонид Шифрин, 5 декабря 2012, 17:51
В новый мир – с Любовью!
Обитатели женского психоневрологического интерната, расположенного в селе Рождественское Поворинского района, усилиями директора Владимира Сапронова год назад получили возможность общаться с родными и знакомыми по скайпу. В интернате есть около двух десятков девчонок с относительно легкими диагнозами, которые читают книжки (обычные и электронные), интересуются программированием, посещают различные кружки - то есть могут вполне нормально общаться друг с другом и с окружающим миром. И вот небывалый случай – упомянутая Люда Коваленко ушла в этот самый мир!
А началось все как раз с «продвинутости» девушки и ее подруг. Нынешней весной в социальных сетях Люда познакомилась с парнем, живущим почти по соседству - в селе Пески, что за 30 километров от Рождественского. Между молодыми людьми завязалась переписка. Да такая душевная, что 27-летний Серега Лазарев стал частенько доставать своих родителей - Любовь Васильевну и Анатолия Ивановича: хочу, мол, съездить в интернат и посмотреть на Люду.
Надо заметить, что между Сергеем и Людой есть частичка общего: девушка инвалид по психзаболеванию, а парень здоров, но после тяжелой формы пневмонии, перенесенной в младенчестве, отстал в развитии. Все свободное время он проводит дома. У Сергея есть постоянная работа – он грузчик на небольшом производстве в родном селе.
- Мы съездили раз, другой, посмотрели на девушку. Сразу заметила симпатию между ребятами, - рассказывает Любовь Васильевна. - Потом с разрешения руководства интерната и в сопровождении медработника Люда несколько раз приезжала к нам домой. Нам с отцом она легла на сердце: скромная, приветливая. С сыном тоже хорошо общалась, у него-то друзей почти нет, школьные приятели уже семейные, и пообщаться особо не с кем.
Пекутся об опеке
В общем, решились Лазаревы на непростой шаг – стать опекунами Люды (опекуншей выступила Любовь) и взять ее в семью. О том, как собирали все необходимые документы для этого, можно писать отдельную повесть. Социальные службы проверяли все до мелочей – микроклимат в семье, доходы Лазаревых, их здоровье, удобства для проживания Людмилы. Но вот все было закончено, и девушка стала готовиться к переезду.
- Наше заведение – последний приют для людей с психическими заболеваниями, сюда они попадают молодыми, здесь взрослеют и встречают старость. Родственники ездят всего лишь к четырем-пяти из всех 138 наших подопечных. Чтоб родные забирали их в свои семьи – такого никогда не бывало, - говорит директор интерната Владимир Сапронов. - А тут чужие люди берут нашу девочку в приемную семью. Мы долго рассказывали опекунше, что девушке может быть непросто в приемной семье, говорили о возможных «подводных камнях» ее поведения. Не отговаривали брать, но старались быть максимально честными, а Лазаревы убедили нас в искренности своих намерений. Хотя, если вдруг у них что-то не срастется, и опекуны захотят вернуть ее обратно, то для этого им придется собирать кучу новых документов, и далеко не факт, что Люда вернется к нам.
- Сегодня и детей-то не слишком часто берут в приемные семьи, а что взяли девушку, до того проживавшую в психоневрологическом интернате – вообще редчайший случай, думаю, даже по меркам всей страны, - заметил начальник отдела организации стационарного обслуживания департамента труда и социального развития Воронежской области Дмитрий Мещеряков. - Конечно, социальные службы района будут постоянно проверять, в каких условиях будет жить Людмила, все ли у нее в порядке в новой семье.
Домой
В минувшую пятницу Люду провожали в другую жизнь. Опекунша Любовь Васильевна привезла в интернат торт, фрукты и соки, чтобы девушки смогли красиво проводили подругу. Отведали угощение, поплакали, обнялись на прощанье, и врач интерната Александр Саликов подал свое авто, чтоб отвезти девушку в новую жизнь.
Сергей вместе с отцом нервно топтался возле калитки своего дома. Завидев Люду, а потом и корреспондентов, нервно закурил, убежал вглубь двора.
- Волнуется, - заметил его отец Анатолий Иванович.
Серега подымил и оттаял. Повел Люду в уже знакомый ей дом.
- Она мне понравилась, когда мы только начали переписываться, - рассказал парень, - созванивались каждый день, по скайпу общались. Я с девчонками особо-то не дружил, а с Людой мне интересно.
- Посмотрим, как пойдет дело, - говорит опекунша, разливая ароматный чай, - если все будет нормально, через полгода обращусь с заявлением в суд о снятии недееспособности с Людмилы. Вдруг они с моим сыном захотят создать семью, возможно, даже свадьбу сыграть. Кто знает. Пока об этом речи не идет.
- Мне нравится в этом доме, - волнуясь, сказала Люда, - всегда встречали хорошо, я помогала по хозяйству, только к быку Малышу до сих пор боюсь подходить, очень здоровый он. - И не подходи, - отозвался Лазарев-старший, - на это Серега есть. Да пей ты чай, не стесняйся, что ты у нас – первый раз, что ли? Привыкай, обживайся.