«С детства об этом мечтал». Пенсионер из воронежской глубинки держит у себя 15 белок
Во дворе Владимира Каверина телеутки соседствуют с птицами.
Леонид Шифрин, 17 ноября 2019, 14:00
Пенсионер из Поворино, 60-летний Владимир Каверин, – хозяин более 200 пернатых: почти сотни породистых голубей, павлинов, фазанов, уток-мандаринок, перепелов, горлиц, несколько видов попугаев и даже диких птиц: синиц, чижей, щеглов. А особенную слабость пенсионер питает к белкам алтайской породы – их еще называют телеутками: их у него целых 15. Владимир Каверин держит пушистых зверьков уже семь лет. Он рассказал корреспондентам РИА «Воронеж» о характере и темпераменте белок и о том, чем они «лечат» хозяина.
«Наконец решился»
Вся живность во дворе Владимира Валентиновича обитает в специальных зарешеченных вольерах общей площадью примерно 60 кв. м, которые хозяин в конце осени закрывает снаружи целлофаном, чтобы его питомцы не замерзали.
– Мороз для них не страшен, главное, чтобы ветра и сквозняков не было, – утверждает Каверин.
Два небольших вольера пенсионер отдал 15 белкам алтайской породы. Эти белки крупнее, чем те, которых воронежцы привыкли видеть в городских парках.
– Голубями я занимаюсь с детства, – рассказал Владимир Каверин. – Страсть к ним у меня еще от отца – заядлого голубевода. Примерно с 2000-х годов я начал «разбавлять» их другими экзотическими пернатыми, а вот именно белками увлекаюсь семь лет. Еще мальчишкой хотел, чтоб белочка была у меня дома, а недавно начал читать об этих зверьках, о том, как содержать их дома, и наконец решился! Долго списывался, созванивался с заводчиками алтайской белки, пока наконец не купил себе пару, от которых и пошел весь род. Временами вместе с ними у меня жили и наши дикие белки, которых я покупал на рынке в Борисоглебске, но они совсем другие, а скрещивать разные породы нежелательно.
В двух вольерах на площади примерно 8 кв. м у Владимира Каверина сейчас живет 15 белок (порой их количество доходило до 30). Когда журналисты РИА «Воронеж» вошли в вольер, зверьки испугались и притихли, но минут через пять, будто сообразив, что хозяин рядом, принялись бегать и прыгать по плечам и головам непрошенных гостей, словно вовлекая их в игру. Прыгали с плеч журналистов прямо на решетку вольера, затем на пол, а оттуда, цепляясь коготками за джинсы, снова карабкались к плечам.
– Это они знакомятся с вами, – пояснил Владимир Каверин. – Зверьки очень любопытны, и теперь они от вас просто так не отстанут.
Но не все зверьки пришли знакомиться с гостями, кто-то остался лежать в дупле. Например, белке с самым темным окрасом общество новых людей было совсем не интересно.
Домики для питомцев
В вольерах – полтора десятка беличьих домиков: некоторые похожи на крупные скворечники, другие – выдолбленные изнутри и накрытые сверху стволы старых деревьев – настоящие дупла, типа тех, в которых зверьки живут на воле.
Все эти «квартиры» сколачивал и выдалбливал сам Владимир Каверин. По его словам, на одну пару белок в идеале должно приходиться по три скворечника – отдельная жилплощадь «жены», отдельная – «мужа» и еще «квартира», где они выводят малышей.
– У белок обычно на одну самку приходится два самца, – рассказал хозяин. – Именно будущая мать, а не отец, выбирает себе пару. Гон начинается в феврале, и беременность продолжается 33-35 дней, потом на свет появляются от трех до восьми бельчат. В течение года белка может рожать дважды. У меня живет уже несколько поколений телеуток, которых я кормлю орехами (белки лучше едят лесные) и тыквенными семечками. Своих первых зверьков я начинал держать дома, но это нереально – они носятся как угорелые по комнатам, скачут по шторам, грызут провода и кабели. Для их темперамента обязательно нужно ограничение в виде решетки вольера.
Иногда и металл не может стать преградой для любопытных шустрых зверьков – два года назад старая белка вышла на улицу через лаз в полу, незаметно прорытый крысами. Зверек далеко не убежал – несколько дней прыгал по деревьям во дворе, а попытки Владимира Каверина выловить его сачком успеха не принесли. Каково же было удивление хозяина, когда однажды он открыл дверь беличьего вольера, а беглянка, дожидавшаяся его у порога, проскользнула внутрь!
– Вот и пойми их после этого! – недоумевает он. – Чего ее снова в неволю-то понесло? Ведь ни одна домашняя белка, оказавшись на воле, не погибнет от голода или холода – она и дупло себе найдет, и еду раздобудет! Убегал у меня как-то и старый самец – просто выскочил во двор, когда я выходил из вольера. Но он так и не вернулся – говорят, жил у соседей во дворе, но потом куда-то исчез.
Белки – хищники, и этим объясняются некоторые особенности их поведения: порой они проскакивают в соседний вольер к горлицам и грызут их птенцов. Было даже несколько случаев, когда старые белки поедали чужих бельчат – не от голода, а из-за инстинктов.
Лучшее лекарство
По словам Владимира Каверина, белки обладают независимым характером – сидеть на руках человека не будут, лишь позволят мимолетно погладить себя:
– Дрессировать их можно, если считать дрессировкой некоторые моменты, связанные с кормежкой. Например, когда настает пора обедать, зверьки начинают прыгать по человеку и брать из его рук семечки или орехи. Иногда я даже кормлю их изо рта – зажимаю зубами семечку и бельчонок лезет «целоваться», стараясь взять это лакомство.
Владимир Каверин зажал в зубах семечку, и сразу две белки залезли к нему на плечи – одна из них начала обгладывать угощение.
Корреспонденты РИА «Воронеж» с рук покормили несколько животных – те охотно садились на ладонь и, даже когда семечки уже исчезли, царапали ее лапками, точно обижаясь, что лакомство быстро закончилось.
Своих питомцев пенсионер держит не для бизнеса – крайне редко продает или покупает белок: у него дома уже сформировалось «поголовье» с тесными родственными связями. А чтобы хватало средств на содержание всех питомцев, он держит 60 пчелосемей.
Для Каверина общение со зверьками – лучшее лекарство. Владимир пережил несколько инсультов, и именно его домашняя живность помогает ему поддерживать себя в тонусе.
– Лучшее занятие для меня – взять скамеечку, поставить ее в беличьем вольере и посидеть там, чтобы белки прыгали через меня, лазили по мне, брали корм из рук. В эти минуты у меня улучшается тонус, стабилизируется давление, я успокаиваюсь и стараюсь посидеть с ними подольше, – признался Владимир Каверин.