С бала на корабль. В воронежском Оперном театре сыграли премьеру балета «Корсар»
В постановке с двумя сотнями костюмов занята вся балетная труппа.
Олеся Шпилева, 26 января 2018, 18:00
Премьерные показы балета Адольфа Адана «Корсар» начнутся в воронежском Театре оперы и балета в пятницу, 26 января. Балетмейстером-постановщиком спектакля стал заслуженный артист России Юрий Бурлака. Постановкой «Корсара» на воронежской сцене Юрий Бурлака и воронежская балетная труппа занимались почти год.
Балет Адольфа Адана – одна из жемчужин классического балетного репертуара, которой воронежскому Оперному явно не хватало для полноты афиши традиционного музыкального театра. На местной сцене идут и «Лебединое озеро», и «Дон Кихот», и «Жизель» – признанные шедевры мирового балетного искусства, но руководство театра давно говорило о том, что без «Корсара» и «Спящей красавицы» репертуар как будто неполный. Свою роль в продвижении этой идеи сыграл и ставший ежегодным фестиваль «Воронежские звезды мирового балета»: приезжавшие из столиц именитые танцоры жаловались на то, что выбор классических балетов в театре не так велик, как хотелось бы.
Специально для постановки «Корсара» в Воронеж по предложению главного балетмейстера театра Александра Литягина пригласили знаменитого мастера Юрия Бурлаку – балетмейстера-реставратора, получившего наибольшую известность благодаря постановкам в Большом театре в духе «исторических реконструкций». В частности, того же «Корсара» Юрий Бурлака ставил в Большом в 2007 году. Однако воронежская постановка – не перенос спектакля, а полноценно новый балет, отличающийся от столичного не только составом артистов и подходом к хореографии, но и музыкой. Юрий Бурлака, восстанавливая хореографические приемы легендарного Мариуса Петипа, добавил балету и свои авторские элементы.
– Я балетмейстер-реставратор, но, к сожалению, полностью восстановить хореографию Петипа, существовавшую в 1890-е годы, просто невозможно – не было кино, фотографий, способы записи были совершенно иными, поэтому остались определенные лакуны. Моей задачей было заполнить эти лакуны так, чтобы ни зрители, ни исследователи, ни сами артисты этого не заметили, максимально приблизить балет к тому, каким он был при самых первых постановках, – рассказал Юрий Бурлака.
Еще одной интересной особенностью воронежского «Корсара» стало то, что в музыкальную ткань спектакля постановщик добавил несколько фрагментов ранее считавшейся утерянной партитуры балета Адана «Гентская красавица», которую Бурлака восстановил по архивным материалам Национальной библиотеки Франции.
– Партитура балета «Корсар» – насыщенная, масштабная. Мы с Большим театром теперь являемся эксклюзивными обладателями музыкального материала, на основе которого поставлен балет. Музыка Адана очень сложна технически, оркестру потребовалось немало сил и времени, чтобы ее освоить. Идея внедрить в партитуру «Корсара» фрагменты других произведений принадлежала Юрию Бурлаке. Вообще традиция добавлять отдельные музыкальные номера была в балетах еще со времен XIX века. Одной только «Жизели» существует 16 общеизвестных редакций, а балета «Пахита» в мире вообще нет двух одинаковых версий. Вставлять в тот или иной балет номера из других произведений и даже других композиторов – это нормально и, как правило, органично вплетается в общую канву, потому что традиция многолетняя и давно апробированная, – рассказал дирижер-постановщик «Корсара», художественный руководитель театра Андрей Огиевский.
Худрук Оперного подчеркнул, что «Корсар» – монументальная постановка, потребовавшая усилий всех цехов театра. В спектакле задействовали всю балетную труппу театра, студентов Воронежского художественного училища и детей, занимающихся в балетных школах, а также артистов хора и миманса. Причем выходить на сцену в массовке будут не только артисты миманса, но и «теневые» работники театра – сотрудницы пошивочного и мебельного цехов, реквизиторы, администраторы. А все потому, что спектакль очень «густонаселен», и для сцен, например, на восточном базаре, требовалось множество людей.
Правда, тем же швеям пришлось потрудиться и на своей основной работе – для «Корсара» пошили почти 200 костюмов. Масштабными получились и декорации – художник Валерий Кочиашвили создал сложные многослойные конструкции из легкой ткани, которые вкупе с работой осветителя превращают сцену то в темную пещеру, то в городскую площадь, то в буйное море.
По мнению Юрия Бурлаки, «Корсар» должен снискать большой зрительский интерес. Балет Адана – это настоящий блокбастер с пиратскими приключениями, пылкой любовной линией и зрелищным кораблекрушением – вполне в духе современности, считает балетмейстер.
– Благодаря своему лихо закрученному сюжету и динамично сменяющимся сценам «Корсар» и стал таким популярным, и с XIX века интерес к нему не спадает. Конечно, сюжет уже имеет мало отношения к произведению Байрона, по мотивам которого он изначально создавался. Но тем не менее благодаря своей динамике неклассическим эмоциональным характерам персонажей, балет актуален и для сегодняшнего зрителя, – отметил Юрий Бурлака.
Постановщик рассказал, что ему было интересно и легко работать с воронежскими артистами, которые живо включились в разучивание нового материала.
Юрий Бурлака
– Я работал в Воронеже впервые. Несмотря на то что этот театр – не столичный, качество местной труппы весьма высокое. Мне очень хотелось, чтобы большой балет, рожденный когда-то давно на сцене Мариинского театра, не выглядел провинциально. Провинциально его может сделать любая труппа, которая не понимает главных вещей – вкуса, правильной актерской игры старинной пантомимы, выучки и школы. Мне было очень приятно, что все это я увидел здесь. Труппа в очередной раз доказала состоятельность воронежской школы. Всегда чувствуется, если артистам интересно работать, и этот спектакль мы создали в атмосфере дружбы, в тесном сотрудничестве и полном взаимопонимании, – рассказал Юрий Бурлака.
Премьерные показы трехактного балета «Корсар» пройдут в Театре оперы и балета 26, 27 и 28 января, а также 14 февраля. Общая продолжительность спектакля – 2 часа 40 минут. 6+