Рыбное место. Как форель из Воронежа покорила Россию
Почему торговые сети помогают городским производителям выйти на федеральный уровень.
Алина Белая, 3 мая 2018, 17:14
В 2017 году в число поставщиков одной из ведущих мультиформатных розничных российских компаний X5 Retail Group (управляет торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») вошли 1050 компаний. Среди них 492 производителя из 18 регионов Центрального Федерального округа. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали в пресс-службе компании .
В числе новых поставщиков 27 компаний из Воронежской области. Доля местных производителей в ассортименте торговых сетей X5 Retail Group в ряде субъектов ЦФО в 2017 году превысила 25%.
Воронежская рыба в столичных магазинах
Сотрудничество с федеральным ритейлером позволило небольшому воронежскому предприятию ООО «Фосфорель» расширить географию своих продаж на всю Россию. Компания, созданная в 2006 году, занимается переработкой рыбы и морепродуктов. Через три года после начала работы «Фосфорель» решила выйти за границы родной области, и уже через два года после этого воронежскую рыбу можно было купить в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Уфе и Казани.
Сначала компания работала через дистрибьюторов, потом стала самостоятельно заключать договоры с небольшими торговыми сетями. Однако заметный количественный и качественный рост произошел после начала сотрудничества с X5 Retail Group.
– Вместе мы постепенно расширяли географию продаж. Сначала Воронежская область, затем южный и средневолжский филиалы, объединяющие почти десяток регионов. Сейчас мы благодаря сильному партнеру получили огромный рынок сбыта по всей России. Это потребовало от нас большой дисциплины и пересмотра многих бизнес-процессов, чтобы соответствовать жестким критериям сервиса и держать конкурентный уровень цен, – рассказывает руководитель отдела продаж компании ООО «Фосфорель» Андрей Черноухов. – Вместе с коллегами из Х5 мы много работали над тем, чтобы максимально удовлетворить желания потребителя: обсуждали ассортиментную политику, упаковку, рецептуру. Этот открытый диалог на равных продолжается, потому что у нас общая конечная цель.
Своим примером «Фосфорель» доказывает, что попасть на полки крупных сетевых магазинов сложно, но можно. Андрей Черноухов признается, что сотрудничество с X5 Retail Group существенно увеличило оборот и прибыль компании, позволило нарастить инвестиции в производство.
«Готовы работать на объемы»
Торговые сети делают ставку на расширение ассортимента продукции категории фреш. В этом плане сотрудничество с местными производителями становится актуальным, тем более что их продукция узнаваема и любима потребителями.
Одно из ведущих агропромышленных предприятий Воронежской области ООО «Птицепром Бобровский» плодотворно сотрудничает с X5 Retail Group.
– Поставки в распределительные центры крупных торговых сетей по согласованному графику позволяют в короткие сроки с минимальными транспортными расходами доставлять продукцию в дальние регионы, тем самым расширяя географию поставок, – отмечает заместитель генерального директора по коммерческой деятельности ООО «Птицепром Бобровский» Надежда Деревенских.
Представитель компании считает, что торговые сети эффективно сотрудничают с местными производителями, но система отбора поставщиков должна быть унифицирована. Кроме того, малому бизнесу сложно сотрудничать с большими сетями.
Председатель подкомитета по развитию аквакультуры при Торгово-промышленной палате Воронежской области Анатолий Малахов представитель малого бизнеса. В Панинском районе у него свое крестьянско-фермерское хозяйство – в открытом водоеме из своей икры выращивают осетра и форель.
В планах Анатолия Малахова увеличить производство до 100 т мяса осетровых пород в год. Предприниматель тоже надеется на сотрудничество с федеральным ритейлером.
– Мы овладели технологией, и сейчас готовы работать на объемы – брать предварительные заказы. В прошлом году продали несколько тонн рыбы посредникам. Но, если будет сотрудничество с серьезными и крупными торговыми сетями, которые готовы работать по предоплате, то мы можем выращивать от 25 т рыбы и производить до 200 кг черной икры в год, – говорит Анатолий Малахов. – Местные производители могут выйти на федеральный уровень только с поддержкой крупных сетевых компаний. Такое сотрудничество может быть эффективно во всех направлениях.
Контроль от грядки до продуктовой корзины
Сотрудничество производителей и X5 Retail Group – шире, чем обычные товарно-денежные отношения. Привлечению новых поставщиков способствует программа деловых форумов «Диалог Х5», которая проводится с 2015 года. На встречах с предпринимателями представители компании рассказывают, как достичь стабильного качества товаров, повысить эффективность производственных процессов и с пользой применять современные IT-инструменты.
X5 Retail Group тесно интегрирована с партнерами и использует единый аналитический портал Click Service Retail (CSR) – инновационный способ контроля цепочки поставок «от грядки до продуктовой корзины». Развитие портала ведется совместно с производителями – в разработке учитывается опыт всех участников экосистемы, которую создает ритейлер.
Справка РИА «Воронеж»
История X5 Retail Group началась в 2006 году с объединения сетей продуктовых магазинов «Перекресток» и «Пятерочка». Позже к группе примкнул еще один бренд – «Карусель». Сегодня в магазинах торговых сетей X5 представлена продукция более 5 тыс. поставщиков. Доля отечественной продукции в ассортименте «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели» превышает 90%.