Рядовых из Казахстана нашли в кантемировской братской могиле
Родственники погибших трое суток ехали на поезде, чтобы почтить память погибших.
, 21 мая 2013, 12:28
Трое суток из Казахстана ехали сын и отец, чтобы побывать на могиле родных, погибших в годы войны в Кантемировском районе. Кенес Зиябеков всю жизнь он искал место, где погибли его отец и дядя. Нашел только в прошлом году. У матери, которой сейчас более 100 лет, осталась лишь похоронка с указанием даты гибели мужа – декабрь 1942 года.
- Когда отец Зиябек Жумашев ушел на фронт, мне было четыре года, - рассказывает Кенес Зиябеков. - Фотографий его не сохранилось. Остались только детские воспоминания и рассказы матери, которая через всю жизнь пронесла любовь к нему. Она его все время ждала, даже когда получила похоронку. А я много лет искал место гибели отца, чтобы приехать на его могилу. И вот только в прошлом году нашел в книге памяти «Боздактар» несколько важных строк: «ЖУМАШЕВ Зиябек, рядовой-стрелок. Родился в 1908 году в г. Шымкенте. Призван Шымкентским ГВК, 564 стрелковый полк, 195 стрелковая дивизия. Погиб в бою 18 декабря 1942 года. Захоронен в еле Бык Кантемировского района Воронежской области».
Мама, когда узнала, плакала несколько дней и даже ехать собиралась. Да куда ей. Мы с сыном решили ехать. Получили благословение матери и отправились в путь на поезде. Сразу после прибытия в Кантемировку гости отвезли вещи в гостиницу и сразу же на такси поехали в село Бык. Таксист был очень удивлен.
- Сначала мы не поняли почему, - говорит Кенес Зиябеков. - А когда приехали, стало ясно. Вместо села – широкое поле, заброшенные дома и высокая трава. Из жителей – никого, даже спросить не у кого было о воинском захоронении. Походили, поискали, но безрезультатно.
Пришлось возвращаться в райцентр. В гостинице Кенесу Зиябекову и его сыну посоветовали обратиться в администрацию района. Там им объяснили, что захоронение из села Бык перенесено в братскую могилу в районный центр Кантемировка.
- Потом мы с сыном Габитом отправились к братской могиле, где на гранитной плите нашли имя моего дяди, который сражался в одной роте с отцом, высыпали привезенную с собой родную казахстанскую землю, почтили память погибших. И на душе спокойно стало. Тихо здесь, чисто, красиво. Может, и мама немного успокоится, она так долго ждала.