Русские былины Ивана Смирнова
Выдающийся квартет импровизационной музыки дал два концерта в Воронеже.
, 14 марта 2013, 12:42
«Воронежские джазовые сезоны» продолжили выступления квартета Ивана Смирнова. Сегодня можно с уверенностью говорить, что в Воронеже есть значительная аудитория современной импровизационной музыки, в том числе весьма непростой для восприятия. Хотя в случае команды Смирнова элитарность музыки с лихвой искупалась позитивной энергетикой исполнения. С помощью двух гитар, фолковых дудок и барабанов музыканты создали мир радости и утонченности.
По сложившейся уже традиции «джазом» у нас объявляют любую музыку, которая нравится дирекции «Джазовой провинции», а теперь и «Джазовых сезонов». К счастью, на вкус этих людей, как мы все уже убедились, можно положиться. Может, под вывеской «Воронежских джазовых сезонов» выступают не одни только джазмены, но можно быть уверенным – концерт будет умным и ярким. Иван Смирнов имеет к джазу лишь то отношение, что 20 лет назад играл в легендарном «Арсенале» Алексея Козлова. Музыка квартета Смирнова, при сильной импровизационной составляющей – это прежде всего ажурные конструкции, застывшие в опасном равновесии мосты и башни.
Надо сказать, концерт квартета Смирнова утомляет не меньше, чем, например, чтение Джеймса Джойса. И по тем же самым причинам. Во-первых, композиции длятся в среднем по полчаса (помните, сколько страниц в «Улиссе»?). Во-вторых, их восприятие требует довольно заметного ответного усилия, напряжения внимания и когнитивных способностей. Ее непросто понять, гораздо проще почувствовать – если не содержание, то масштаб происходящего.
Музыка квартета стоит одновременно на эпичности, силе - и тщательной проработке деталей. За какую бы тему не брались музыканты, она звучит и раскрывается мощно, победительно, жизнелюбиво. Неудивительно, что Иван Смирнов любит жизнь: в конце концов, он сделал восьмерых детей, это говорит о многом в его характере. Может, это и выглядит парадоксом, но под музыку Смирнова можно идти в бой. Его квартет легко представить себе в центре каре, отбивающегося от наступающего со всех сторон врага. Каким образом такого энергичного звучания добивается коллектив практически без ритм-секции (маленький этнический барабанчик и маракасы) – знают только Иван Смирнов и его команда. И, что немаловажно, в любой теме, хоть фольклорной, хоть джазовой слышна русскость, нечто, роднящее музыку с былинами и отечественной оперой.
Другая сторона музыки квартета – обилие мелких деталей, подробностью высказывания, опять же свойственных классике, музыкальной и литературной. Но если по приближению задней обложки книги можно догадаться, что дело идет к развязке, то предсказать развитие произведения квартета Смирнова невозможно: после, казалось бы, состоявшейся кульминации музыкальный сюжет может дать новый, неожиданный поворот. Как, собственно, и жизнь.
Ивана Смирнова часто (и заслуженно) называют виртуозом, хотя он практически не демонстрирует «скорострельности» движения пальцев по грифу, которой так гордятся гитаристы-рокеры. Его манера поведения на сцене – нарочито неторопливая, задумчивая, при этом видно, что каждая «пуля» попадает туда, куда ее послали. Как в известном музыкальном анекдоте: «они еще ищут свою ноту, а я ее уже нашел». Будем надеются, не последнюю.
До живого концерта я думал, что квартет – это все-таки гитара Ивана Смирнова с необязательными рюшечками вокруг. Оказалось, напротив – в соответствии с джазовой традицией возможность высказаться, стать в свой черед фронтменом получает каждый музыкант. Довольно много солирует духовик-универсал Сергей Клевенский, легко меняющий симфонические инструменты на народные и обратно. По его словам, Иван Смирнов далеко не всегда знает, какие именно духовые будут звучать на конкретном концерте. «Я прямо перед концертом показываю Ивану свою новую фарфоровую дудочку, а он радуется», - так описал отношения в коллективе Сергей.
Правда, на воронежском концерте его основным инструментом стала калюка – русская флейта, сделанная из стебля борщевика.
- Настоящий мужской инструмент, - рассказал о ней Клевенский, - на нем обычно играли парни, выпасавшие коней ночью в степи. От безнадежности, надо думать.
После чего немедленно себя опроверг, сыграв на «безнадежном» инструменте нечто буйно-скоморошье. Кстати, калюка родом с юга Воронежской области. Стало приблизительно понятно, почему триста лет назад местный епископ Митрофан не одобрял выступления скоморохов.
Весьма заметно звучала гитара Михаила Смирнова. Кстати, среди дисков, выставленных на продажу в фойе, был и сольный альбом Михаила.
- Это музыка, собранная из фильмов, для которых он писал музыку, - рассказал о диске сына Иван, - обычно в кино берут плохую музыку, но Михаил умудрился даже в этих условиях собрать нормальные хорошие треки. По выступлению на концерте было очевидно, что Михаил Смирнов – достаточно зрелый музыкант, чья игра имеет собственное содержание и окрас.
Тем же вечером квартет Смирнова дал концерт в пабе O' Хара, где, надо думать, выглядел вполне естественно (известно же, что «ирландцы – это русские, со всех сторон окруженные водой»), а на следующий день встретился с ценителями импровизационной музыки в книжном клубе «Петровский». А организаторы «Воронежских джазовых сезонов» анонсировали следующий концерт: ожидается, что в апреле в нашем городе выступит московское «Волков-трио» при участии легендарного мэтра духовых инструментов Сергея Старостина.