Роковой удар, операция, 5 лет счастья. Как сложилась судьба незрячей воронежской сельчанки

Татьяна Ляшко – о болезни, любви и борьбе с трудностями.

Галина Быстрикова, 20 августа 2020, 09:00

Галина Быстрикова

Татьяна Ляшко из села Гаврильск в Павловском районе – улыбчивая, жизнерадостная 60-летняя женщина. Трудно поверить, что она совсем ничего не видит, – так быстро и ловко Татьяна Сергеевна передвигается из комнаты в комнату, переступая через порожки и входя в повороты.

Сельчанка ослепла уже 15 лет назад. В ее семье глаукома была у отца и тети, но им диагноз ставили после 50 лет. Недавно болезнь диагностировали у среднего сына Татьяны.

Об испытаниях, которые выпали на долю жительницы Гаврильска, и о том, что придает ей оптимизма, – в материале РИА «Воронеж».

Татьяна Ляшко родом из Удмуртии. Спустя время ее родители с тремя детьми поселились в Гаврильском поселении Павловского района, в Сакировке. Татьяна окончила восемь классов в селе Царевка, девятый и десятый – в Гаврильске. Отучилась в Воронеже на швею-мотористку, устроилась на фабрику «Работница» в закройный цех.

В 1979 году вышла замуж за Ивана, которого дождалась из армии. Через год родилась старшая дочь Лариса, в 1984-м – сын Ваня, в 1989-м – Миша.

– Раз в пятилетку я в роддом наведывалась, – со смехом отметила женщина.

Как-то, придя домой в неурочный час, Татьяна застала там пьяную компанию.

– Разозлилась, конечно, пошумела, закуску им попортила. А муж потом проучил меня.

Тот злополучный удар, как предполагает женщина, и спровоцировал раннее начало болезни.

Зрение угасало постепенно, предметы теряли четкость. В это время Татьяна носила под сердцем третьего ребенка и, став на учет, ходила к врачам. Окулист, увидев проблемы, направил ее на обследование в Воронеж. Там предложили срочную операцию, но женщина отказалась.

– Ценой моего зрения должна была стать жизнь малыша. Сначала искусственные роды, потом операция. Как я могла согласиться? – вспомнила Татьяна.

Она выносила и родила сына. Когда ему исполнился год, мать прооперировали. В 1992 году она оформила инвалидность – первую нерабочую группу. После операции зрячей оставалась еще 13 лет. Ослепла в 2004 году – сначала «потух» один глаз, потом другой.

Тогда же Татьяна развелась с мужем.

– Я подавала на развод и раньше, в 1992 году, но нас не развели, мол, дети маленькие. А тут поняла, что дети подросли и больше я пьянки терпеть не хочу. А то, что слепая, – ну что же, и так люди живут, и я смогу, – рассудила женщина.

Татьяна временно поселилась у матери. Одна она оставалась недолго. Однажды слушала передачу «Радиосваха» и там зачитали письмо мужчины – инвалида из Лисок по имени Борис: он искал спутницу жизни. Подруга помогла Татьяне написать ему письмо. Вскоре Борис приехал за Татьяной и забрал ее к себе.

– Мы поженились. Пять лет с ним – это время моего настоящего женского счастья. Мы все делали вместе, ухаживали друг за другом, поддерживали. Куда он, туда и я. Мои дети чувствовали себя у него как дома… В тот день мы собирались поехать навестить родных, подарков накупили. Боря говорит мне, мол, давай отложим поездку. Прилег отдохнуть и умер – сердце остановилось. Инфаркт, – с горечью рассказала Татьяна Ляшко.

Овдовев, женщина вернулась в Гаврильск. Дом за эти годы изрядно обветшал. Родные Татьяны сплотились, чтобы помочь ей: заменили старый котел, крышу, вставили окна, провели свет...

– Я не торопилась, подкоплю денег – одно сделаю, потом другое. И так постепенно приводила дом в порядок, – отметила Татьяна Сергеевна.

В ее доме чисто и уютно, на каждом окне – горшки с цветами. Во дворе разбиты цветники, в огороде грядки огорожены дощатыми стенками, за сеткой квохчут десяток кур с петухом.

– Конечно, есть помощники по хозяйству: внук Данечка забежит, сын Миша зайдет, дочь Лариса вот только уехала, в гостях была. Сестра Галина часто приезжает. Но вообще-то я сама со всеми делами справляюсь, – поделилась женщина. – Главное, чтобы все вещи строго лежали на своих местах. И дети мои, и внуки знают: если где что взял, туда и положи. Бывает, погостят у меня, уедут, потом звонят: «Мам, я лопату не туда поставил».

Татьяна сажает и поливает овощи и цветы, кормит кур, собаку Дружка и котов – белоснежного Барса, черного Кузю и дымчатую Бусинку.

В доме всегда все делает сама. Если вдруг растеряется, когда пропадают привычные ориентиры, и не знает, куда идти, выручает сотовый телефон, в котором все абоненты строго по алфавиту. Татьяна Сергеевна помнит, под каким номером кто записан: если надо позвонить, например, сестре, то нужно нажать кнопку, перелистывая номера, 19 раз.

Женщина вкусно готовит, любит печь, сама делает хлеб, лепит пельмени и котлеты. Внук Даниил забегает на блинчики.

– Я тесто наведу, на сковородку наливаю, он переворачивает. Или пирог испеку, отнесу им, дорогу по столбам считаю, – рассказала Татьяна.

Она научилась переключать каналы. Если что-то надо записать, берет листочек, ищет угол, прикладывает ровно линейку и по ней пишет. Дойдет до конца строки, перевернет линейку – и заново. А еще Татьяна Сергеевна шьет – она научилась особым способом вдевать нитку в иголку (главное, чтобы ушко не было маленьким), может заштопать дырку, пришить пуговицу или смастерить мягкие сиденья для кухонной лавки. Освоила стиральную машину-автомат.

– Конечно, поначалу, когда только потеряла зрение, пришлось нелегко: ходила по стеночкам, синяки набивала. Но постепенно привыкла, приспособилась.

За последние годы она выработала нехитрые правила, которые помогают ей не унывать:

– Нужно во всем искать положительные стороны. Когда становится плохо, делайте то, что приносит вам радость: слушайте музыку, аудиокнигу, поговорите с родными. И найдите себе занятие, ведь когда загружаешь себя работой, не остается времени, чтобы отвлекаться на плохие мысли.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.