Родоведческий маршрут. Воронежский пенсионер совершил 43-дневное велопутешествие
Виталий Пасенко преодолел 4,2 тыс км
Сергей Афанасьев, 10 августа 2021, 20:00
Житель Аннинского района Виталий Пасенко отправился в большое велопутешествие до Владивостока 5 июня. На середине пути, 18 июля, амбициозный план пришлось нарушить: мужчина травмировал ногу и по совету медиков вернулся домой на поезде. Однако за почти полтора месяца он успел преодолеть 4,2 тыс. км. Подробности о путешествии отважного пенсионера – в материале РИА «Воронеж».
Замечательные люди
Виталий Пасенко разделил путешествие на два этапа.
На первом этапе он отправился на родину – в республику Коми, чтобы подробнее изучить историю своей семьи. До столицы, Сыктывкара, ехал на поезде, экономя время.
– Я родился в Кайгородке, куда в начале 50-х годов приехали работать мои родители и где они познакомились, – рассказал Виталий Пасенко. – Мой отец по вербовке поехал из Воронежской области на лесозаготовки, мама приехала туда же из Томска. Они поженились, и там я родился. А теперь решил навестить свою малую родину.
По словам путешественника, дорога длиной 100 км от Сыктывкара до Кайгородка была ужасной: асфальт был разбит лесовозами, поэтому сравнительно короткий путь занял у него два дня.
Изначально в планах у Виталия Пасенко был другой веломаршрут: из Анны в дагестанский Дербент – самую южную точку России, – а оттуда уже на Владивосток.
– Я запланировал на Дагестан 10 дней пути, но когда начал изучать маршрут, то понял, что этого времени на путешествие по Кавказу мне будет мало. Там надо было посмотреть водопады, самый глубокий каньон и другие достопримечательности. Потому от этой идеи отказался и выбрал северный родоведческий маршрут.
По прибытии в родной город Виталий Пасенко отправился в музей. Местные журналисты, узнав о госте-велопутешественнике, пришли к нему брать интервью. Затем мужчина посетил архив. Его сотрудница попросила оставить личные данные, чтобы начать поиск сведений о родных Виталия по документам и впоследствии прислать копии.
– Начиная с Кайгородка на всем маршруте мне встречались замечательные люди, – поделился Виталий Владимирович. – Своеобразным ключом, который помогал мне в дороге устанавливать дружеские контакты, был велосипед с рюкзаками по бокам. Вторым помощником в этом деле был смартфон. Я рассказывал, что я резчик по дереву, и показывал свои работы. Всех цепляла многофигурная механическая игрушка, посвященная войне.
В лесах Коми у Виталия Пасенко были трудности с выбором места для установки палатки на ночлег: сразу за обочиной дороги были сплошные леса и болотистые места.
– Местные жители предупредили, чтобы я остерегался клещей, – рассказал путешественник, – поэтому я старался останавливаться в селах, около придорожных кафе. После моего рассказа о себе и более близкого знакомства многие местные жители приглашали в дом на ночлег, организовывали баню.
Леса, равнины и группы березок
Пейзажи встречались разные.
– В Коми это сплошные леса, стоящие стеной. Едешь, а по бокам ничего, кроме деревьев. Просека, по которой идет дорога, впереди тоже смыкается. На Урале едешь и ждешь, когда закончится затяжной подъем дороги. Добрался вверх и на спуске притормаживаешь велосипед. Да еще повсеместно идет ремонт дорог. В Омской области голая равнина и ни кустика, ни деревца. Дорога уходит в перспективу и вдали становится тонкой линией, как струна. От однообразия и жары клонило в сон. А вот дальше на восток были красивые пейзажи. Я иногда делал короткие остановки, чтобы полюбоваться группами березок и интересными местами, – сообщил пенсионер.
Передвигаясь по степной территории Омской области, Виталий Пасенко постоянно мечтал остановиться ненадолго и отдохнуть. Спрятаться от солнца получалось только на автобусных остановках или за ними – смотря откуда светило солнце. Но тут, по словам путешественника, была другая проблема: хотя рядом с подавляющим большинством остановок стояли туалеты, многие, очевидно, предпочитали использовать в качестве уборной прилегающую территорию.
– Чаще всего на остановке невозможно было передохнуть. Неприятно было осознавать, что что-то не так с нашим бытовым поведением. Ведь не только там было такое, а практически повсеместно, – посетовал мужчина.
«Кроха» и лишний груз
Воронежские друзья подарили Виталию Пасенко специальные рюкзаки для поклажи объемом 60 л. У него было и свое подобное снаряжение, но на 40 л. Собираясь в дорогу (кстати, это было не первое путешествие Пасенко), он решил взять с собой дополнительные футболки, шорты, носки, плащ-дождевик и другие вещи:
– Я подумал, что, занимаясь родословными поисками, пойду в музей или архив – значит, надо взять брюки. К брюкам нужны рубашка и туфли – тоже взял. В поездке у меня всегда есть запас провизии: крупы и консервы. В этот раз продуктов положил более обычного. А в пути понял, что допустил ошибку, и 4 кг лишних вещей отправил домой почтовой посылкой. Отрегулировал и количество провианта: вместе с горелкой с собой вез только суточный запас воды и пищи, пополняя его по пути.
Свой велосипед Виталий Владимирович называет «Крохой»: однажды в пути он фотографировался с друзьями, и на снимке было видно, что диаметр колес велосипеда мужчины меньше, чем у остальных.
Как тщательно мужчина ни проверяет готовность велосипеда к путешествию, в пути случаются поломки. Не обошлось без них и в этот раз.
– В Перми у меня разболталась и сломалась втулка. Я заехал в мастерскую, ребята мне все заменили и сказали, что коллективно решили ничего с меня за ремонт не брать. А вместе с запчастями это стоило бы 1,5−2 тыс. рублей. В Екатеринбурге мне пришлось менять резину: сказались последствия езды по разбитым дорогам.
Виталий Пасенко рассказал, что остановки на ночь делал в разных местах, но всегда рядом с людьми. Иногда устанавливал палатку возле кафе или палисадников частных домовладений, а порой и около церквей. В церквях рассказывал о себе и своем путешествии, батюшки приглашали в гости, угощали трапезой.
– Неприятный случай у меня произошел в городе Ишиме. В первый раз за все мои путешествия мне не позволили переночевать в палатке внутри церковной ограды. Сообщили, что территория находится под видеонаблюдением, в ночное время ее охраняет полиция. Мне показалось, что в этом месте что-то не так с православными традициями по отношению к путникам...
Травма
Вторым этапом в изучении истории своей семьи для Виталия Пасенко было посещение села Жеребцово, откуда на Первую мировую войну ушел его дед по матери. Пенсионер свернул с трассы на сельскую дорогу, и она оказалась непригодной для поездки на велосипеде: крупный булыжник с острыми краями, присыпанный песком, глиной и щебенкой. Новых сведений о своей семье в этом селе Виталию Пасенко найти не удалось, хотя местный краевед Любовь Михеева всячески способствовала поискам.
Больше повезло в Томске. В музее «Тюрьма НКВД», посвященном репрессиям, Пасенко узнал о детском интернате, воспитанницей которого была его мать Татьяна Федоровна.
Во время движения по Жеребцово Виталий Владимирович снимал видео. Его начал обгонять лесовоз, и в этот момент путешественник упал с велосипеда, который придавил ему ногу. Встать и освободиться удалось не сразу. Несколько дней мужчина отлеживался в деревне, восстанавливал силы. Нога болела.
Впоследствии он все-таки обратился к врачу, сделал рентгеновский снимок, выяснилось – трещина в кости. Доктор посоветовал прекратить нагрузки на ногу, что означало сойти с маршрута.
Виталий Пасенко несколько дней раздумывал и решил прислушаться к совету и вернуться домой. Вторую составляющую большого велопутешествия оставил на следующий год.