Родная кровь. Спустя 20 лет поисков пенсионерка из Воронежской области нашла могилу погибшего на фронте деда

На месте захоронения удалось побывать в конце 2021 года

Елена Шелякина, 12 января 2022, 17:00

Елена Шелякина

Почти 20 лет потратила 63-летняя Наталья Кожевникова, пенсионерка из села Малые Алабухи 1-е Грибановского района, на поиски могилы своего деда Ивана Аистова. Чтобы поклониться памяти фронтовика, ей пришлось проехать на машине 1,2 тыс. км и переправиться через реку на лодке. Подробности – в материале РИА «Воронеж».

Пропал без вести

О своем деде Иване Аистове сельчанка Наталья Кожевникова знает только по рассказам родственников. Он погиб на фронте задолго до ее рождения. Могилу фронтовика его внучка и ее дети нашли только в 2020 году. А в ноябре 2021 года смогли побывать на месте захоронения.

Фото – из архива Натальи Кожевниковой

Иван Аистов родился в 1908 году в поселке Чичерино Грибановского района Воронежской области. К началу войны у него была семья: три сына и дочь.

– Мой отец Сергей Иванович – самый старший, – рассказала Наталья. – Он 1932 года рождения. Младшему сыну к началу войны исполнилось всего три года.

У супругов Аистовых было свое небольшое хозяйство. Они держали коров и лошадей.

– Когда началась коллективизация, дедушка с бабушкой все отдали в колхоз, а сами пошли туда работать, – добавила Наталья Кожевникова.

Ивана Аистова призвали на фронт в 1941 году, на третьем месяце войны.

– Сначала он писал бабушке с фронта, – продолжила Наталья. – Потом письма прекратились. Когда прислали похоронку – никто не помнит. В ней было написано, что дед пропал без вести.

Бабушки Натальи Кожевниковой не стало в 1952 году. Она погибла при трагических обстоятельствах. Женщина разжигала керосиновую лампу, но по ошибке заправила ее бензином. Горючая смесь вспыхнула. Тушить объятую огнем мать кинулся сын-десятиклассник. Оба сгорели заживо.

– Мой отец в то время служил в армии, – уточнила Наталья. – Он приезжал на похороны.

Возможно, из-за этого пожара в семье не сохранилось ни одной фотографии Ивана Аистова.

Первая весточка и начало поиска

Отец рассказывал Наталье Кожевниковой, что в 1946 году к ним пришел однополчанин деда. Он был родом из Малой Грибановки. Фронтовик получил ранение в ногу и контузию. Много времени провел в госпитале. Он сообщил, что Иван Аистов погиб в Калининской области. Солдаты находились в окопе, который вырыли в болотистой почве. Ивана застрелил снайпер.

Точнее назвать место, где это случилось, израненный мужчина не смог.

– Я хотела узнать, где служил мой дед, как он погиб, где находится его могила, – вспоминает Наталья. – Тянули родственные связи.

Впервые в военкомат женщина обратилась 20 лет назад. Ей показали документы деда – в них написано, что на фронт его призвали из Чичерино. Служил он на Калининском фронте, был стрелком 117-й стрелковой дивизии. Местом захоронения была указана Калининская область.

– Я не могла успокоиться, через пять лет снова отправилась в военкомат.

В документах деда появились новые данные. В них было указано, что погиб Иван Аистов в деревне Царево Тверской области.

В 2020 году, к 75-летию Победы, открыли и оцифровали военные архивы. Наталья попросила своих детей поискать данные о деде в интернете. Сын женщины выяснил, что Иван Аистов похоронен в деревне Царево Новгородской области.

– Сразу поехать на могилу деда мы не смогли, – объяснила Наталья. – Везде действовали ограничения по коронавирусу. В этом году сын взял отпуск, и мы отправились поклониться памяти нашего родственника.

Медвежьими тропами

Чтобы побывать на могиле деда, сельчанка вместе с сыном и его женой проехали на автомобиле 1,2 тыс. км. Деревни Царево теперь нет – ее полностью во время войны сожгли немцы. Ближайший к ней населенный пункт – деревня Осипово. В ней всего пять домов, из которых только два – жилые. Местный дачник сказал, что знает, где находится воинское захоронение. Чтобы попасть туда, надо было переправиться через реку.

– Кунья – большая, полноводная, с крутыми берегами, – рассказала Наталья. – Мужчина дал нам две резиновые лодки и сопроводил до места.

От реки пришлось идти 5 км лесом. В одном месте проводник сказал: «Вот и мишка к нам в гости пожаловал». У тропы он заметил следы зверя. Опытный мужчина посоветовал идти молча. Недалеко могли находиться медведица с медвежатами.

– Для нас это был шок, – призналась женщина.

Привезли родную землю

Место захоронения погибших бойцов – площадка шесть на семь метров. На ней установлены поминальный крест и три плиты с фамилиями погибших. Из-за того, что место здесь болотистое, памятник зарос мхом. Начали его чистить. Фамилия деда нашлась не сразу.

Фото – из архива Натальи Кожевниковой

– Не уеду отсюда, пока не найду его могилу, – волновалась пенсионерка.

Надпись обнаружили в самом низу плиты. Выше были указаны офицеры. Кожевниковы очистили от мха все три плиты. На них – фамилии 176 человек.

Кожевниковы возложили венок и живые цветы к месту упокоения своего родственника. Также они привезли землю с его родины. Проводник рассказал, что каждый год к этому захоронению приезжают родные погибших бойцов. Особенно много людей было на 9 Мая.

– Приехали человек 500, еле успевали перевозить, – поделился он.

Попасть к захоронению можно только через реку, кругом стеной стоит густой лес.

Мужчина показал приезжим из Воронежской области буклет, который ему дали в местном военкомате. Там, среди других погибших, члены семьи нашли фамилию деда.

– Это точно его могила, – уверена Наталья.

По словам проводника, поисковики продолжают раскопки в этих местах. Они находят военную технику и останки погибших.

Дед Натальи по материнской линии Петр Иванович Боярский тоже воевал. Раненым он попал в плен. Провел там три года.

– Дед никогда не рассказывал о годах, которые провел в плену, – вспомнила женщина. –  Только и говорил, что не дай Бог такого пережить.

Он умер в 1972 году.

Память поколений

Наталья Кожевникова всю жизнь прожила в Малых Алабухах 1-х. Она работала поваром в детском саду, учетчицей на ферме, весовщицей на току. У нее двое детей. Сын-военнослужащий живет в Воронеже. Дочь работает акушеркой в роддоме Борисоглебска. У пенсионерки двое внуков.

– Я из-за возраста вряд ли смогу преодолеть такой путь еще раз, – рассказала Наталья Сергеевна. – Но дети пообещали, что будут ездить на могилу деда.

Женщина призналась, что долго плакала на месте захоронения. Она не знала, радоваться ли ей тому, что завершились многолетние поиски. А вот чувство скорби было сильным.

Пенсионерка рассказала, что в Новгородской области они ехали по грунтовой дороге. Вдоль нее на обочине часто встречаются то крест, то памятник, то плита. Это могилы тех, кто погиб в страшных сражениях Великой Отечественной войны. На обратном пути ей удалось увидеть памятник на Ржевском плацдарме. В ночном небе в подсветке парящие журавли уносят солдата.

– Энтузиасты-археологи разыскивают родственников солдат, которые погибли в концлагере на территории современной Польши. Останки 180 бойцов и командиров Красной армии нашли в 2014 году близ деревни Сосновице у городка Гольчево. 167 человек удалось опознать по жетонам военнопленных и документам из центрального архива Министерства обороны РФ. Они умерли с осени 1941 до лета 1942 года от истощения и болезней. Имена этих солдат высечены на могильных плитах на русском языке. Но родные не всегда знают об их судьбе. Среди погибших бойцов – и грибановец Семен Васильевич Горбунов. Известно, что он родился в 1913 году в селе Верхний Карачан.
Геннадий Зворыгин, председатель районного совета ветеранов

Родственников бойца просим позвонить по телефону 8 47348 3 90 96.

Справка РИА «Воронеж»

В Великую Отечественную войну на фронт ушли 22812 грибановцев, 8930 не вернулись с войны. Сейчас в районе осталось три фронтовика-ветерана.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.