Родительский контроль. Как ограничить доступ ребенка к смартфону на школьных каникулах
Советы психолога и IT-специалиста
Екатерина Бутцева, 16 июля, 17:00
Лето – это пора вкусных фруктов, путешествий, продолжительных прогулок и самых длинных школьных каникул. Часть детей этот период проводит с бабушками и дедушками в деревне или на даче, кто-то отправляется в путешествие с родителями, другие едут в детские лагеря. Но есть и те, кому приходится оставаться в городе, у них много свободного времени, а в качестве развлечений – гаджеты. О том, как ограничить время «сидения» ребенка в телефоне и какие приложения помогут с этим справиться, корреспонденту РИА «Воронеж» рассказали психолог и IT-специалист.
«Соблюдай правила и пользуйся гаджетами»
К летним каникулам необходимо готовиться заранее, продумать, чем ребенок будет заниматься. А если заранее не получилось, то можно взять и прямо сейчас написать план занятий на вторую половину лета. Лучше, если ребенок тоже будет участвовать в этом процессе. Понятно, что должны учитываться желания ребенка и возможности семьи. В план на лето можно включать большие события, например поездки или путешествия и каждодневные дела, среди которых могут быть прогулки с друзьями на свежем воздухе или какие-то новые увлечения. Кроме того, в план можно внести просмотр видеороликов в сети и какие-то другие занятия в интернете, но нужно помнить, что на это должно быть четко регламентированное время.
– Наша задача как родителей не просто запретить ребенку пользоваться интернетом. Мы все понимаем, что гаджеты очень прочно вошли в нашу жизнь, и это здорово, потому что значительно облегчает ее. Но мы должны научить ребенка взаимодействовать с гаджетами, обеспечить безопасность контента, поэтому главная мысль, которая должна быть усвоена ребенком: соблюдай правила и пользуйся гаджетами. Запрета нет, но есть определенные ограничения: по времени и по возрасту, – объяснила детский психолог Людмила Белых.
Как корректно ограничивать ребенка?
Во-первых, необходимо заранее оговорить с ребенком: когда и сколько он может пользоваться гаджетами. Правила должны быть четкими, ясными и понятными, и тогда не будет искушений выпрашивать или, наоборот, заслуживать это время. Правила лучше написать и предварительно согласовать их со вторым родителем, чтобы было единодушие в этой части. Кроме того, нужно понимать: чтобы правила закрепились, в семье должен пройти период адаптации.
– Ребенок будет иногда сопротивляться. Два-три дня, возможно, он будет не согласен с этим правилом, он может как-то пытаться поменять ситуацию. Но взрослые должны понимать, что ребенок не может сам контролировать время, проведенное в интернете, – рассказала психолог.
Родителям необходимо очень аккуратно, но настойчиво научить ребенка взаимодействовать с гаджетами для того, чтобы сохранить его психическое и физическое здоровье.
Во-вторых, нужно заранее подготовиться к беседе с ребенком. Подобрать аргументы по темам: почему ограничиваем время, какие есть плюсы и минусы пользования интернетом. Позиция родителей должна быть аргументированной и четко выстроенной, чтобы ребенок понимал, что это забота о нем, а не каприз или приказ родителей.
В-третьих, взамен гаджетов должна быть альтернатива. Родителю необходимо объяснить и показать ребенку, что интересно проводить время можно и вне интернета.
– Это могут быть новые увлечения. Посмотрите, к чему тянется ваш ребенок, возможно, сейчас самое время для того, чтобы создать ему условия для обучения чему-то новому. Возможно, это будут танцы, рисование, фотография, кулинария, вышивка или шитье. Может быть, это какие-то спортивные занятия. В целом то, на что ему не хватает времени в школьной повседневной жизни, – привела примеры Людмила.
Здесь главное, чтобы ребенок понял: удовольствие можно получать не только сидя в интернете. Кроме того, важно понимать, что новое хобби, возможно, потребует от родителей каких-то эмоциональных или финансовых вложений. Например, продукты могут быть испорчены, пока ребенок учится готовить или порядок в доме будет неидеальный. Родителю необходимо понимать, что все это инвестиции в здоровье и развитие ребенка.
В-четвертых, на гаджет необходимо подключить родительский контроль. Эта функция поможет ребенку научиться пользоваться ограниченным временем в Сети, а родителям – оградить свое чадо от небезопасного контента. При этом дети должны чувствовать, что им доверяют.
Как понять, что у ребенка зависимость?
Дети в последние десять лет действительно много времени проводят за гаджетами, и кажется, что это перерастает в зависимость. Как же все-таки понять, испытывает ли ребенок зависимость или его поведение укладывается в современные нормы? По словам психолога, сделать это очень просто – необходимо обратить внимание на следующие вещи:
- ребенок становится агрессивным, когда ограничивается время его пользования интернетом;
- постоянно ходит с телефоном, использует его везде;
- становится нервным, если он остается без телефона, без Сети, без связи;
- перестает общаться с друзьями, очень редко выходит на прогулки, предпочитая посидеть в интернете;
- создается ощущение, что ребенок полностью поглощен гаджетом, виртуальный мир для него интереснее, чем реальный.
– Как показывает практика, если у ребенка нет серьезных сложностей, дома его окружает благоприятная обстановка, у родителей есть надежный контакт с ребенком, то ему не грозит виртуальная зависимость, – объяснила Людмила.
Можно ли поощрять или наказывать гаджетом?
Летом родители стараются занять ребенка какими-то домашними делами, однако дети не всегда на это соглашаются. И тогда у взрослых возникает желание поощрить или наказать гаджетом: подмети полы, взамен получишь 20 минут игры в телефон, или заправь постель – получишь 10 минут просмотра любимых роликов. Или же наоборот: если ты не уберешь свои вещи, то сегодня играть не будешь. Людмила объяснила, что так делать однозначно нельзя.
– Для решения кратковременных задач это очень хорошее средство, ребенок действительно может на это сразу реагировать. Если мы даем мультики, он сразу покушает или будет вести себя хорошо. Или, наоборот, будет бояться, что у него отберут телефон или компьютер. Если смотреть в перспективу на долгосрочные задачи, то в таких случаях у ребенка фиксируется, что гаджет – ценность и ради нее стоит постараться, чтобы ею обладать. Будет формироваться излишняя заинтересованность, – рассказала Людмила.
При этом гаджет можно давать в поликлинике или в другой ситуации, когда нужно отвлечь ребенка, но это не должно быть постоянным.
Программа «Родительский контроль»
Поговорим о программах, которые ограничивают время работы смартфонов. В этом вопросе корреспондента просветил IT-специалист Сергей Дубинин.
– Разработчики смартфонов предусмотрели встроенные программы для ограничения использования гаджетов для детей. На iPhone можно ограничить установку отдельных программ и просмотр определенного контента, время пребывание в смартфоне, запретить покупки в онлайн-магазинах. В новых моделях даже есть возможность отследить передвижение ребенка. На Android также можно ограничить загрузку приложений, отслеживать геолокацию смартфона. Завести учетную запись Google можно только после 13 лет, до этого требуется согласие родителей, – рассказал Сергей.
Настроить ограничения на iPhone можно, зайдя в «Настройки», а потом в «Экранное время», а на Android – через «Настройки» и «Цифровое благополучие и родительский контроль».
Кроме того, существуют специальные бесплатные приложения для этого, например Family Link, Norton Family Parental Control, Kaspersky Safe Kids и другие. Скачать их можно на любой смартфон. С помощью приложения родители могут:
- ограничить время работы гаджета;
- следить за геолокацией;
- фильтровать поисковую строку в браузере Chrome;
- контролировать скачивание приложений;
- получать уведомления в случае попыток что-то купить онлайн.
В завершение хочется сказать, что не нужно полностью ограждать ребенка от виртуального мира. Нужно показать ему, насколько реальный мир интересен и без гаджетов. Лето – это лучшая пора, и то, как это солнечное, радостное, незабываемое время года проведут дети, зависит во многом от их родителей.