Ревизия памяти. В Ольховатском районе отремонтируют воинское захоронение №222
В братской могиле покоятся 34 погибших солдат
Елена Бурыка, 3 сентября, 13:05
В слободе Новохарьковка Ольховатского района отремонтируют мемориальный комплекс, в состав которого входит воинское захоронение №222. В нем покоятся 34 павших воина. Изначально были известны имена только девяти солдат, но благодаря местному жителю в 2010 году в этот список удалось добавить еще 25 имен. Подробности – в материале РИА «Воронеж».
Создание памятного места
Воинское захоронение №222 и памятник воинам-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении Ольховатского района, расположены на территории Новохарьковского сельского поселения в слободе Новохарьковке. В войну на территории района шли кровопролитные бои.
– В 1947 году на месте захоронения бойцов Красной армии воздвигли памятник в виде обелиска из шлакоблочного кирпича, – рассказала заведующая сельской библиотекой в слободе Новохарьковке Наталья Игнатченко. – В 1965 году в центре села установили памятник землякам, погибшим в годы войны.
В 1989 году по решению местной администрации братскую могилу и памятник объединили, и на этом месте установили мемориальный комплекс.
– Центральной частью комплекса стала скульптурная композиция, состоящая из фигур солдата с автоматом в руках и скорбящей женщины рядом с ним, – пояснила Наталья Игнатченко. – Композицию установили на широком кирпичном постаменте, облицованном гранитными плитами. На плитах закрепили мемориальные доски с выгравированными именами 369 земляков, погибших во время войны.
Позади скульптуры – две надгробные плиты с именами девяти солдат. Между плитами обелиск с текстом: «Здесь похоронены воины, погибшие в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.».
– В 2010 году список захороненных в братской могиле пополнился, и к двум плитам добавили еще четыре с выгравированными именами советских бойцов, погибших при освобождении села и захороненных в этой же могиле, – объяснила Наталья Игнатченко. – Поиском и установлением фамилий солдат, похороненных в братской могиле, занимался Сергей Сендецкий, уроженец Новохарьковки.
Поисковая работа
Сергей Сендецкий работал главой администрации в селе Новохарьковка на протяжении семи лет.
– Когда удалось установить дополнительно фамилии бойцов Красной армии, погибших на территории нашего села, их сразу внесли в список на плитах воинского захоронения №222, – сказал Сергей Сендецкий. – Потом пригласил настоятеля в то время Ольховатского Преображенского храма отца Виктора, который 8 мая 2010 года отслужил панихиду по погибшим.
Сергей Сендецкий много общался с жителями села, его интересовали военные годы малой родины.
– Еще с детства я помню много рассказов местных жителей, которые пережили годы войны, – о немецкой оккупации, отступлении врага и освобождении нашего родного края войсками Красной армии, – объяснил Сергей Иосифович. – Рассказывали и о братской могиле. Старожилы говорили, что в нее укладывали погибших солдат – один на другого. Мне это не давало покоя: как там может покоиться только девять человек? Я понимал, что в могиле находится больше погибших, и стал заниматься поиском.
Сергей Сендецкий напомнил нам историю военных действий на территории Ольховатского района в январе 1943 года.
– 13 января 1943 года началась Острогожско-Россошанская наступательная операция войск Воронежского фронта, – пояснил мужчина. – В ходе этой масштабной фронтовой операции освободили Россошь и Ольховатку.
На 17−18 января 1943 года основная сила вражеской группировки (13 дивизий) была окружена и расчленена на две изолированные части – острогожская (пять дивизий) и россошанская (восемь дивизий). Наступательная операция длилась 15 дней.
– Отступление фашистских войск проходило через село Новохарьковка с 20 по 21 января, – подчеркнул Сергей Иосифович. – Вы можете себе представить, какое количество техники и людской силы прошло через поселение?! Во время вражеского отступления шли бои, гибли люди как со стороны наших войск, так и со стороны оккупантов. По воспоминаниям очевидцев, наших убитых солдат хоронили в могилах, а убитых немцев, венгров и итальянцев закапывали с мертвыми животными.
Сергею Сендецкому в поисковой работе помогло его должностное положение. Архивные документы местной администрации по военной теме он сравнивал с документами из средней школы села, анализировал рассказы местных старожилов о наступательной операции в годы войны.
– Согласно «Инструкции по уборке бывших полей сражений» от 4 апреля 1942 года, сбор, документирование и захоронение погибших воинов Красной армии возлагали на местные Советы, – отметил Сергей Иосифович. – Все данные при этом должны были заносить в «Именной список трупов командиров и бойцов Красной армии и гражданского населения, обнаруженных на полях сражений». В таких книгах указывали место и время проведения работ, номер могилы, количество и данные захороненных. При перезахоронении все изменения должны были вносить в книгу, которая хранилась в местных органах власти. «Книги памяти», так я их называю, находились в администрации и в школе.
Со слов Сергея Сендецкого, во время военных действий была распространена практика санитарных захоронений в целях предотвращения эпидемий от гниющих трупов.
– Информация о таких захоронениях не документировалась, и списки погибших не составлялись, – отметил мужчина. – Погребенные в них бойцы числились пропавшими без вести или погибшими «без указания точного места захоронения».
В силу этого после окончания войны в районах активных боевых действий остались братские и одиночные могилы, о которых в сельсоветах и военкоматах имелась информация очень разной степени полноты.
– Деятельность по установлению реальных фактов и соответствию одних данных другим в «книгах памяти» затрудняла скудность данных о погибших, – отметил Сергей Иосифович. - Чувство долга перед павшими стимулировало продолжать поиск.
В итоге усилия героя публикации увенчались успехом: результаты анализа имеющихся документов и опрос местных жителей позволили Сергею Сендецкому установить имена погибших. Как выяснилось, похоронены в воинском захоронении №222 похоронены 34 воина.
– Я уверен, что на территории Новохарьковки погибло намного больше защитников нашей Родины, только установить их имена не представилось возможным. Важно помнить, что воинские захоронения погибших бойцов в годы Великой Отечественной войны – это не только память о героическом подвиге советского солдата, но также пример мужества, самопожертвования, преданности своему народу и верности Родине для нынешнего и будущего поколений.
Состояние захоронения
На сегодняшний день мемориальный комплекс, расположенный в слободе Новохарьковке, необходимо капитально отремонтировать.
– В 2023 году ТОС «Содружество», на территории которого расположен мемориальный комплекс, выходил с проектом «Благоустройство братской могилы» на конкурс грантов ТОС, проводимый Ассоциацией «Совет муниципальных образований Воронежской области». Проект не был реализован, так как заявка не прошла конкурсный отбор, – рассказала глава Новохарьковского поселения Галина Кулишенко.
По ее словам, смету в 2024 году на ремонт памятника, стену памяти из мемориального комплекса не составили из-за отсутствия денежных средств в бюджете поселения.
– При формировании бюджета поселения на 2025 год и на плановый период 2026–2027 годов будут предусмотрены денежные средства на софинансирование для капитального ремонта мемориального комплекса, – пояснила Галина Анатольевна.
Работы по благоустройству мемориального комплекса в целом в течение года проводят работники сельского Дома культуры и администрации поселения. Зимой территорию комплекса очищают от снега и наледи. В весенне-осенний период – косят траву, красят и белят элементы памятника.