Ревизия памяти. О чем молчат марьевские поля: история воинского захоронения №631 в Ольховатском районе
В 1942 году советские летчики здесь совершили подвиг
Елена Бурыка, 23 сентября, 12:32
Памятное место – воинское захоронение №631 – расположено на территории Марьевского сельского поселения в урочище Кобези Ольховатского района. В июле 1942 года на полевом аэродроме около урочища обнаружили скопление вражеской авиации. Наше командование решило уничтожить этот аэродром. Задание поручили звену Виктора Михеева, которое его выполнило ценой собственных жизней.
Гибель Михеева
Об истории создания памятного комплекса о героях-летчиках советской авиации, сражавшихся в небе за нашу землю в годы Великой Отечественной войны, рассказала краевед, заведующая Ольховатским краеведческим музеем имени Георгия Караичева Ольга Ивахненко.
– 9 мая 1971 года на опушке леса Кобези установили памятник-обелиск экипажу самолета младшего лейтенанта Виктора Александровича Михеева, – сказала Ольга Александровна. – Но этому событию предшествовали долгие годы поисковой работы.
Из архивных материалов краеведческого музея:
– Следопыты Марьевской средней школы долго занимались поисками могилы отважного летчика, – пояснила заведующая музеем. – Наладили тесную связь с матерью Виктора Надеждой Сергеевной и с бывшими его однополчанами. Поиски закончились успешно. Правление и партком колхоза при личном участии второго секретаря райкома КПСС Караичева, председателя колхоза Лунева и секретаря парткома Кулишенко оказали помощь в установлении памятника.
Из воспоминаний Георгия Караичева: «...памятник в Кобезях погибшим летчикам я придумал вместе с Юрием Луневым...».
– На открытии присутствовали мать Виктора Надежда Сергеевна, бывший начальник штаба авиадивизии полковник в отставке Филипп Антонович Лукащук, боевые товарищи Михеева, летавшие в звене, родные и близкие Михеева, – дополнила Ольга Александровна.
Из архивных материалов краеведческого музея – выступление Ф. А. Лукащука на открытии памятника экипажу самолета Виктора Михеева:
Георгий Караичев продолжил поисковую работу по установлению имен и званий погибших летчиков, которые выполняли задание 11 июля 1942 года.
– Георгий Алексеевич делал запросы в различные учреждения, вел переписку с военными, делал записи участников воздушных боев на нашей территории в то военное время, – объяснила Ольга Ивахненко. – Ему помогали в поисках заведующий краеведческим музеем в то время Михаил Голованев и районный военный комиссар Владимир Цыбуля.
Из архивных документов краеведческого музея: сообщение Центрального архива Министерства обороны СССР от 17 октября 1986 года №4−29752.
– Сообщение из Подольска позволило узнать имена всего экипажа Михеева, – отметила краевед. – Дальше поисковую работу направили на установление имен и отчеств Быкова и Пикаевского. Районный военный комиссар Владимир Цыбуля написал заметку в газету «Красная Звезда» от 30 мая 1987 года с просьбой к однополчанам: может быть, кто-то из них вспомнит имена и отчества, а также адреса родных для увековечения памяти погибших.
Со временем установили практически полностью всю картину воздушных действий над марьевскими полями в июле 1942 года.
– В начале июля 1942 года 860-й, 57-й и 794-й бомбардировочные авиационные полки входили в состав 221-й авиадивизии, командиром которой был полковник Иван Антошкин, Герой Советского Союза, – рассказала Ольга Александровна. – Авиадивизия, в свою очередь, входила в 8-ю воздушную армию на Юго-Западном фронте, и главная ее задача – сдерживание моторизированных и танковых колонн врага.
Фашисты рвались к Воронежу и Сталинграду. Авиационная дивизия одна из первых освоила американские самолеты «Бостон-3» (Б-3), которые поставлялись Советскому Союзу через Иран.
– В начале июля 1942-го полки дислоцировались на аэродромах «Воробьевка» и совхоз «Калачеевский» Воронежской области, – объяснила заведующая музеем. – Ежедневно летчики совершали по два-три боевых вылета, уничтожая фашистов бомбовыми ударами и пулеметами. Одной из целей авиационных полков был аэродром у села Марьевка Ольховатского района Воронежской области.
Полная картина боев над аэродромом
4 и 10 июля 1942 года бомбардировщики 57-го и 794-го авиационных полков совершили налеты на аэродром у села Марьевка. Об этих воздушных боях рассказал ольховатский краевед, председатель Общественной палаты района офицер запаса Сергей Сендецкий.
– Экипажи младшего лейтенанта Гурия Сорокина, капитана Ивана Базурова, лейтенанта Федора Лапшина из 794-го авиаполка, а также экипаж младшего лейтенанта Федора Мартьянова из 57-го авиаполка уничтожили 17 самолетов противника, но аэродром продолжал действовать, – поведал Сергей Иосифович.
Командование приказало повторить налет.
– Вылет совершили три бомбардировщика 57-го авиаполка, – объяснил краевед. – Они уничтожили три немецких самолета, но при возвращении были атакованы восемью «мессершмиттами». В воздушном бою стрелок-радист Василий Роков сбил истребитель противника, но и немцы повредили наш самолет. Летчик старший сержант Иван Поликарпович Жариков погиб.
11 июля 1942 года в состав ударной группы 860-го авиаполка вошли три звена бомбардировщиков.
– На сегодня удалось выяснить, что первое звено возглавлял командир первой авиационной эскадрильи младший лейтенант Виктор Александрович Михеев (стрелок-бомбардир Степан Васильевич Романчук, стрелок-радист сержант Василий Кириллович Быков, воздушный стрелок младший сержант Пикаевский (имя и отчество не известны), – пояснил Сергей Иосифович. – В состав звена вошли экипажи сержанта Николая Ивановича Дивиченко (стрелок-бомбардир старший сержант Владимир Владимирович Журавлев, стрелок-радист красноармеец Николай Михайлович Мысиков, воздушный стрелок младший сержант Николай Яковлевич Ежов) и заместителя командира первой эскадрильи лейтенанта Александра Евдокимовича Клименко (штурман эскадрильи Николай Александрович Дымо, стрелок-радист, начальник связи авиационной эскадрильи младший лейтенант Иван Михайлович Мороз).
Второе звено возглавил командир второй авиационной эскадрильи младший лейтенант Павел Егорович Степкин (пилот старший сержант Владимир Андреевич Черепнов, стрелок-радист сержант Василий Семенович Смирнов).
– Его самолет прикрывал экипаж старшего сержанта Захара Ивановича Тютюникова (стрелок-бомбардир младший лейтенант Юрий Михайлович Шатуновский, воздушный стрелок-радист младший сержант Владимир Николаевич Гармаш, воздушный стрелок младший сержант Арутюн (Аруткон в донесениях о потерях) Аветисиевич Симонян), – рассказал краевед. – Третье звено возглавил лейтенант Георгий Семенович Цаплин (воздушный стрелок-радист старшина Степан Алексеевич Ещенко).
В состав третьего звена вошли экипажи сержанта Михаила Степановича Тищенко (стрелок-бомбардир старший сержант Михаил Георгиевич Борховский, воздушный стрелок-радист красноармеец Трофим Никитович Шевченко, мастер по вооружению младший сержант Митрофан Иванович Мулер) и младшего лейтенанта Николая Исааковича Мельника.
– В ходе поисковой работы не удалось выяснить полные составы экипажей, которые состояли из четырех человек, – подчеркнул Сергей Иосифович.
Растревоженные атаками 57-й авиадивизии фашисты яростно нападали на наши самолеты.
– Самолет Михеева подбит, – продолжил рассказ краевед. – Убиты Виктор Михеев и Степан Романчук.
Экипаж младшего лейтенанта Степкина второй раз бомбил аэродром в Марьевке. В бою их самолет повредила зенитная артиллерия врага. Тяжелые ранения получили стрелок-радист и воздушный стрелок, но самолет с экипажем сумел долететь до своего аэродрома.
– Самолет Дивиченко фашисты подбили в левое крыло, – сказал Сергей Сендецкий. – Теряя управление, Дивиченко решил направить горящий бомбардировщик на колонну вражеских автоцистерн с горючим.
Из воспоминаний стрелка-бомбардира Владимира Владимировича Журавлева:
– О героическом поступке экипажа Дивиченко 23 июля 1942 года писала газета «Комсомольская правда», – сказал Сергей Иосифович. – Демьян Бедный посвятил им стихотворение «Гордость комсомола», а весь экипаж наградили высшей боевой наградой – орденами Красной Звезды.
Экипажи старшины Захара Тютюникова и сержанта Михаила Тищенко погибли в этом бою.
Из сообщения Центрального архива Минобороны РФ от 26 апреля 2021 года:
Достойные сыны Отечества
19 сентября 2013 года в районе создали общественную организацию «Офицерское собрание офицеров запаса». В ее состав вошли офицеры ВС, МЧС и полиции района.
– На момент образования организации перед ее членами стоял вопрос – чем заниматься? – рассказал Александр Мосуров, секретарь общественной организации «Офицерское собрание офицеров запаса». – Решали, обсуждали. Ответ пришел, когда увидели, в каком состоянии находился памятник в Кобезях экипажу Виктора Михеева. Сухостой стоял над захоронением, оградительные цепи сорваны.
Офицеры запаса поставили перед собой задачу и выполнили ее: памятник, установленный 9 мая 1971 года, благоустроили, установили новые оградительные цепи, высадили культурные насаждения.
– Вот тогда Сергей Сендецкий занялся поиском всех погибших летчиков, которые участвовали в воздушных боях над Марьевским аэродромом в июле 1942 года, – пояснил Александр Юрьевич. – Мы делали запросы в Центральный архив Минобороны, сравнивали полученную информацию с документами, находящимися в краеведческом музее, и в итоге установили имена одиннадцати летчиков.
Благодаря членам общественной организации «Офицерское собрание офицеров запаса» 15 августа 2020 года открыли памятник советским летчикам, погибшим в небе, защищая Ольховатскую землю в июле 1942 года.
– На гранитном камне закрепили плиту с именами погибших: Иван Жариков из 57-го авиационного полка, Виктор Михеев, Степан Романчук, Захар Тютюников, Юрий Шатуновский, Владимир Гармаш, Арутюн Симонян, Михаил Тищенко, Михаил Борховский, Трофим Шевченко, Митрофан Мулер из 860-го авиационного полка, – объяснил Александр Мосуров. – Реализация проекта осуществлялась в основном за счет нашей организации. Техническую помощь оказал Александр Петров.
Зачастую место гибели летчиков установить невозможно.
– Судьба многих военных летчиков в годы войны схожа – они в основном погибают в воздухе от вражеского огня и сгорают вместе с самолетами, – сказал Сергей Иосифович. – Памятный камень с именами защитников неба находится в этом месте не случайно. Они погибли в марьевском небе, защищая нас. Их прах недалеко от этого воинского захоронения. Военный комиссариат города Россошь настоял на том, чтобы их имена включили в список воинского захоронения №631.
Представители организации в мае 2021 года установили у леса Долгенького, на месте советского аэродрома «Марьевский», стелу памяти о воздушных действиях. На памятнике закрепили доску с именами одиннадцати погибших летчиков в июле 1942 года.
– Обозначить место советского аэродрома, который находился у леса Долгенького в 1942 году, а затем занятого фашистами, много лет хотели жители Марьевского сельского поселения, – рассказал Александр Юрьевич. – Наша организация от слов перешла к делу. Мы считаем, что очень важно было восстановить полную картину военных действий, которые проходили здесь в июле 1942 года. Эта земля все еще помнит ту войну – сохранились земляные валы-капониры, окопы, блиндажи, воронки от бомб. Я и наша организация хотим, чтобы и в памяти наших земляков сохранились имена героев-летчиков и их подвиги.
Офицеры запаса на протяжении нескольких лет занимаются благоустройством памятного места в Кобезях: зимой расчищают снег, летом выпиливают ненужные деревья, косят траву, поливают культурные насаждения.
– Воинское захоронение находится в хорошем состоянии, – отметил Сергей Сендецкий. – Для гранитного камня заказали железную обивку, чтобы установить вокруг основания. 31 августа восемь представителей офицерской организации на памятнике экипажу Михеева покрасили стелу с самолетом и ограду, сделали санитарную вырубку деревьев, полили культурные насаждения. И так круглый год.
В 2021 году поисковая работа завершилась признанием этого памятного места Министерством обороны РФ как воинское захоронение №631.