Репортаж РИА «Воронеж». Отсидевший 15 лет военный встретился с матерью убитого
Осужденный за преступление на «Балтиморе» Георгий Быков пообещал добиться оправдания.
Светлана Тарасова, 18 апреля 2016, 16:00
Бывший капитан ВВС Георгий Быков освободился из Россошанской колонии в пятницу, 15 апреля. На свободе его ждали престарелая мать – и мама прапорщика Сергея Ситникова, за убийство которого Быков отсидел 15 лет. Родные Быкова и Ситникова уверены, что бывший военный не причастен к резонансному преступлению на «Балтиморе». Сам Быков, выигравший иск к России в Европейском суде по правам человека, намерен добиваться пересмотра дела.
За 15 лет за решеткой Георгий Быков высох и будто стал меньше ростом. В последний раз он видел дочь шестилетней, теперь ей 22. После приговора жена Георгия развелась с ним и вычеркнула из своей жизни.
В сумке – только бумаги для последующих судебных разбирательств. Желание отстаивать в суде свою невиновность у бывшего капитана ВВС за годы в колонии не пропало.
В колонии Быкову последние формальности: сдать ложку, одеяло, матрас. Черную робу ему оставили - должен же он в чем-то добраться до дома.
В машине, в которой корреспонденты РИА «Воронеж» приехали встречать Быкова, его ждала другая роба, чуть более качественная – мама Тамара Васильевна сшила на заказ по его просьбе.
– Хорошая одежда, между прочим. В ней можно, к примеру, охранником работать, – заметил Быков.
Последний проход по зоне – с вышками по периметру, с «колючкой» со всех сторон, с лаем собак и охранниками за спиной.
– Будь здоров, Жорик! Удачи тебе! – неслось со всех сторон.
Мечта Быкова после выхода на свободу – устроиться на работу, чтобы получить юридическое образование, стать дипломированным адвокатом и защищать людей.
В окошечке бухгалтерии Быков получил 400 рублей на проезд, еще 850 рублей «подъемных».
– Я же для вас торт сделал, – сокрушался Быков в машине по дороге в Воронеж, – а мне так и не дали возможности вас угостить. Ладно, пусть у тех, кто остался, будет сегодня праздник.
Валентина Ситникова, мать убитого прапорщика Сергея Ситникова, знала, что человек, которого судили за убийство ее сына, выходит на свободу.
Женщина так и не поверила в виновность Быкова – слишком много было нестыковок в деле, да и материнское сердце подсказывало: не он.
Валентина Сергеевна и ее дочь Светлана пытались добиться пересмотра дела, найти настоящих преступников: нанимали адвокатов, тратили деньги и время, но ничего не вышло. Проще было поверить в версию следствия, смириться и выбивать из Быкова 300 тыс. рублей, назначенных судом в качестве моральной сатисфакции. Но Валентина Ситникова не смогла.
Наутро вместе со Светланой она пошла к дому Быковых, чтобы встретить Георгия. Его, как и себя, Ситниковы все 15 лет считали потерпевшим.
Георгий вышел из машины, прижимая к себе сумку с кипой документов. Валентина Сергеевна и Светлана уже ждали его, шагнули навстречу.
– Жорка! Возьми ты эти бумажки и сожги! – кивнула Светлана на высовывающиеся из сумки письма и жалобы. – Не добьешься ничего! Плюнь и начни новую жизнь!
– Как это?! – яростно замотал головой Быков. – Мне всю жизнь поломали, что мне теперь начинать - то?
– Мать пожалей, – вздохнула Валентина Сергеевна.
Открылась дверь подъезда, и на улицу, с трудом переставляя ноги, вышла Тамара Васильевна. Увидев сына, женщина оперлась на палку и заплакала. Жорик бросился ей навстречу.
Тамара Васильевна и Валентина Сергеевна обняли друг друга. Той ночью 12 июля 2001 года обе они пережили страшную трагедию.
– Вы думаете, что все закончилось? – поднял первый тост за праздничным столом улыбающийся Георгий. – Нет, все только начинается!
Быкову 53 года. В таком возрасте главные дела в жизни уже должны быть сделаны, а тут – начинать с «чистого листа». Хотя когда Георгий затевал историю с Европейским судом, никто тоже не верил, что у него получится.
На 12 мая 2016 года назначено заседание Комитета Министров Совета Европы. В плане заседания – рассмотрение дела Быкова.
Контекст
Убийство на военном аэродроме «Балтимор» в Воронеже произошло в ночь на 12 июля 2001 года. Неизвестные напали на КПП, зарубив топором двоих прапорщиков – 29-летнего Сергея Ситникова и 37-летнего Валерия Машкова. Через четыре дня силовики задержали подозреваемого – сослуживца убитых, капитана ВВС Георгия Быкова. В полиции Быков написал чистосердечное признание, от которого впоследствии отказался. Быков настаивал, что оговорил себя под пытками, и отказался от показаний. В 2002 году суд приговорил его за двойное убийство к 15 годам лишения свободы. Быков настаивал, что невиновен. В 2010 году он стал первым воронежцем, который выиграл процесс в Европейском суде по правам человека. ЕСПЧ признал, что в Советском РОВД милиционеры «выбили» из него признание.