Репортаж РИА «Воронеж». Как семья учителя приняла воспитанницу закрывшегося интерната
Лена Недоступова стала третьим ребенком в семье Алексея Мозгового.
Елена Миннибаева, 17 июня 2015, 13:10
Учитель информатики и инструктор по труду Калачеевской школы-интерната Алексей Мозговой оформил попечительство над своей ученицей Еленой Недоступовой. У девочки, которая большую часть своей жизни прожила в казенном учреждении, появилась своя комната. Она сразу же развесила медали за спортивные победы, а на прикроватный столик поставила фотографию дяди и тети. Они единственные из родственников, кто навещал ее в интернате – привозил гостинцы и красивую одежду. Отца и мать Лены лишили родительских прав десять лет назад.
«Не могли позволить, чтобы Лена уехала»
Алексей Мозговой и Лена Недоступова.
Фото — Михаил Кирьянов.Алексей Мозговой пришел работать в школу-интернат семь лет назад, когда Лена училась в третьем классе. Веселая добрая хохотушка сразу тронула сердце учителя. Алексей рассказал о девочке своей супруге Нине, познакомил с Леной свою дочку Катю.
– Муж мне еще тогда предложил, может возьмем Лену к себе? Но я тогда не решилась. Дочка в то время очень часто болела, потом я во второй раз забеременела и, честно говоря, было немного страшно брать ответственность за чужого ребенка. Но с Леной мы продолжали тесно общаться. Я ей заколки передавала, Леша периодически денежку давал, чтобы она могла что-нибудь вкусное себе купить. А Лена нам в ответ красивые открытки рисовала,– вспоминает Нина Мозговая.
Новость о закрытии школы-интерната появилась в начале апреля.
Фото — Михаил Кирьянов.Решиться на попечительство Мозговым помогла новость о закрытии школы-интерната. На педагогическом собрании директор учебного заведения Владимир Артемон сообщил, что после ликвидации всех воспитанников разберут по другим интернатам и попросил своих сотрудников подумать, может ли кто-нибудь из них стать опекунами или попечителями (опекуны представляют интересы детей до 14 лет, попечители помогают более старшим ребятам осуществлять их права - РИА «Воронеж»).
– Вот тут и промелькнула мысль, которая на протяжении семи лет не давала нам с женой покоя. Поговорили с Ниной и поняли, что уже морально созрели стать попечителями. Скорее всего, если бы не ликвидация, мы бы так и не решились на такой ответственный шаг. Страшно было подумать, что нашу Лену, к которой мы все так привыкли, могут перевести в другой интернат за 200 км от нашего дома, – рассказал Алексей Мозговой.
О решении семейного совета с участием 10-летней Кати и двухлетнего Миши Мозговые сообщили директору интерната и самой Лене. Ответа девочки ждали с волнением – вдруг откажет.
– Я не ожидала, что Алексей Александрович предложит мне к ним в семью переехать. Когда мы узнали, что наш интернат закрывают, так все ревели. Никому не хотелось уезжать отсюда в другой интернат к чужим педагогам. Поэтому, я сразу согласилась, чтобы Алексей Александрович и его Нина стали моими попечителями, – говорит Лена.
«Лену многие хотели взять под опеку»
Родные отец и мать не навещали Лену в интернате.
Фото — Михаил Кирьянов.Возвращаться к своим родным родителям Лена не хочет. Говорит, за время, что она жила в интернате, ситуация там не изменилась. Отец ушел из семьи. Мать с двумя младшими сыновьями живет с новым мужем. Особого интереса к судьбе единственной дочери никто из родителей не испытывает. В последний раз они видели Лену два года назад.
– Лена – удивительная девочка. Как только она к нам попала, к ней сразу стали присматриваться многие потенциальные опекуны. Она всегда хорошо училась, профессионально занималась спортом, сама по себе неконфликтная. И Лену бы уже давно кто-нибудь забрал в семью, но все упиралось в ее старшего брата. Ведь в интересах детей запрещается разлучать родных братьев и сестер, живущих в одном социальном учреждении. Исключение делается, если у кого-то из детей имеется психическое или физическое отклонение. Брат Лены был старше ее на три года. Вот и получалось всегда – ее хотели взять, но, когда узнавали, что нужно еще и брата забирать, давали обратный ход, – вспоминает директор Калачеевской школы-интерната Владимир Артемон.
Самый главный подарок к 17-летию
Лена Недоступова в первой собственной комнате.
Фото — Михаил Кирьянов.Официально попечителями Лены Мозговые стали 29 апреля – за несколько дней до ее 17-летия. В новом доме Лене выделили отдельную комнату. Такой роскоши у девочки никогда не было. В первые годы в интернате она делила комнату с тремя девочками. Последние годы Лена жила в комнате с ровесницей Таней, которую в ближайшее время заберет под опеку профессорская семья из Воронежа. Свое жилище девочки украсили наклейками с изображением кошек и мягкими игрушками.
С подружкой по интернату.
Фото — Михаил Кирьянов.– Я часто захожу в интернат к друзьям. Мы же с детства вместе росли. Как родные стали за эти годы. Я в этой комнате каждую мелочь знаю. Вот, кстати, зайка на зеркале не так висел. Но перевешивать его не буду. Я ж здесь уже не живу,– кокетливо смотрясь в зеркало, – говорит Лена.
«Не буду зайку перевешивать».
Фото — Михаил Кирьянов.После того Мозговые оформили попечительство, Лене пришлось поменять школу. Одиннадцатый класс она будет заканчивать в Калачеевской гимназии №1. По словам девочки, переходить в новую школу было волнительно.
– У нас в классе было всего четыре человека, а сейчас – 25! Это непривычно, конечно. В гимназию я перешла с 4 мая. Одноклассники меня нормально приняли. С учителями тоже все хорошо. Троек у меня раньше не было, надеюсь и здесь не заработаю,– улыбаясь, говорит Лена.
«Хочу назвать папой»
Вся семья в сборе.
Фото — Михаил Кирьянов.В доме попечителей Лена еще не совсем освоилась. Стесняется, когда приходят гости, а еще никак не может решиться, назвать своего учителя папой.
– Хочу его папой назвать, но… боюсь,– призналась Лена.
Алексей и Нина Мозговые уверены, новый член семьи ко всему адаптируется быстро. На днях Нина начала обучать Лену кулинарным премудростям.
Нина пообещала научить Лену готовить
Фото — Михаил Кирьянов– Вчера Лена сама приготовила яичницу. На первый взгляд, ничего особенного. Но ведь в интернате они живут на готовом – едят в столовой и готовить сами не умеют. Ничего, мы все наверстаем. И пироги будем печь, и котлеты жарить,– говорит Нина, следя за тем, как Лена готовит картофельное пюре.
В будущем Лена мечтает пойти по стопам своего попечителя и стать учителем. В следующем году она планирует поступать в педагогический колледж.