Репортаж РИА «Воронеж». Как считают животных в биосферном заповеднике
На охраняемой территории начался зимний учет зверей.
Леонид Шифрин, 28 января 2018, 14:10
Ежегодный зимний маршрутный учет животных стартовал в Воронежском государственном природном биосферном заповеднике имени Пескова в пятницу, 26 января. Вместе с сотрудниками заповедника считать зверей отправились корреспонденты РИА «Воронеж».
Затертая история
– Зимой мы считаем копытных – оленя, лося, кабана, косулю, а также волка, лисицу, горностая, зайца и куницу. Учетом занимаются 36 сотрудников, в общей сложности им нужно пройти 122 км. По территории заповедника проложено 14 маршрутов протяженностью от 7 до 12 км. Некоторые проще, некоторые – сложнее, это может быть связано с рельефом местности или необходимостью пересекать реки по льду. Важно, чтобы маршрут проходил как можно дальше от подкормочных площадок, где собираются животные: возле них следов, понятно, будет больше, – рассказала заместитель директора заповедника по научной работе Елена Стародубцева.
Учетчики могут выйти на маршрут только через сутки после снегопада. Этого времени достаточно, чтобы на свежевыпавшем снегу «нарисовались» следы зверья. По словам Елены Стародубцевой, для большей точности расчетов сотрудники заповедника проходят по одним и тем же маршрутам дважды. В первый день они после учета затирают увиденные следы животных, чтобы на следующий день в тех же местах найти новые.
Раньше в ходу у специалистов был популярен так называемый «прогонный» метод учета зверей. Люди перекрывали определенный квартал заповедника и криками, хлопаньем в ладоши и другими звуками поднимали животных, гнали их и подсчитывали численность особей.
Сейчас учетчики работают на маршруте парами. У них есть рация, GPS-навигаторы, каждый обнаруженный след они помечают в блокноте и при помощи гаджета «привязывают» к определенной точке на карте. В конце учета на основании полученной информации составляется карта зимнего территориального распределения животных.
Следы невиданных зверей
Корреспонденты РИА «Воронеж» отправились по десятикилометровому маршруту вместе с главным научным сотрудником заповедника Петром Венгеровым, который занимается зимним учетом животных почти 35 лет, и инспектором по охране природы Валерием Корневым. К старту нашу команду доставил УАЗ Патриот. В багажном отсеке внедорожника гремели охотничьи лыжи: без них сейчас в лесу делать нечего.
Перед началом движения специалисты измерили глубину снежного покрова.
– Пока снега в лесу ниже среднего – 31 см. А частота перемещений животных в лесу зимой зависит и от него. Но прежде всего – от кормежки. Если еды много вблизи жилья, то и двигаться они будут меньше, а голод, наоборот, гонит зверя искать новые «столовые». Лучше всего торит звериные тропы в лесу кабан: он прет как танк, трое пройдут, и набьется целая тропа, которой будут пользоваться олени и косули. Если ее даже метель заметет, то инстинктивно животные все равно выйдут на нее. А вот волкам, лисицам, зайцам и куницам тропа не очень-то и нужна: они просто бегут по снегу, – рассказал профессор Венгеров.
Вереница лыжников двинулась по границе Воронежской и Липецкой областей, миновала развалины Крутовского кордона, где уже никто давно не живет, и углубилась в чащу.
Лыжню начали пересекать следы косуль, зайцев, лисиц. Возле каждого Петр Венгеров и Валерий Корнев останавливались, доставали GPS-навигатор, отмечали место находки, а потом карандашом ставили в блокноте пометки, обозначавшие количество следов животных.
Возле одной цепочки следов ученые задержались на несколько минут.
– Снег еще рыхлый, не осевший, поэтому животное проваливается в него, и до отпечатка следа иногда приходится докапываться голыми руками, чтобы разглядеть его, – объяснил Валерий Корнев.
Оказалось, это след молодого оленя, который пару часов назад прошел здесь.
Неожиданно откуда-то появилась большая серая синица и начала летать взад-вперед буквально над нашими головами.
– Это самец. Голодный, потому и к людям его тянет, думает разжиться едой, – пояснил Венгеров.
Валерий Корнев подошел к пеньку, достал из кармана пакет с приготовленными крошками от сухарей и высыпал птичье угощение. Синица, ничуть не стесняясь людей, принялась клевать.
– А вот животные в лесу, особенно зимой, когда они не слишком сытые, сторонятся человека. Они почувствуют его за сотни метров и убегут в сторону. Был один случай, когда лось пытался напасть на сотрудника заповедника, даже гнался за ним, но позже выяснилось, что животное было бешеным, – рассказал случай из практики Петр Венгеров.
Журналисты РИА «Воронеж» вместе с учетчиками прошли по лесу около 2,5 км. За это время нам повстречались четыре оленьих следа, два лисьих, три следа косули и один – ласки. Петру Венгерову и Валерию Корневу предстояло пройти уже без нас по зимнему лесу оставшиеся 7,5 км до конца маршрута.
– Полученные данные будут сведены в специальные карты, и примерно через месяц у нас будут результаты зимнего учета животных. В каждом регионе существует специальная система пересчетных коэффициентов, позволяющих с минимальной погрешностью по следам животных определять их численность на территории заповедника. Полученные цифры, как обычно, дадут нашим специалистам пищу для размышлений и помогут наметить направления работы на ближайшую перспективу, – подытожила Елена Стародубцева.
Справка РИА «Воронеж»
Воронежский государственный биосферный заповедник имени Василия Пескова основан 19 мая 1927 года и расположен на границе двух областей – Воронежской и Липецкой. Площадь заповедника – 31053 га. Здесь зарегистрировано 217 видов птиц, 60 видов млекопитающих, 39 видов рыб, 9 видов земноводных, 8 видов пресмыкающихся и один вид миног.