Репортаж РИА «Воронеж». Как бобровцы почувствовали себя венецианцами
Старожил уверяет, что столько воды последний раз было в 1953 году.
Светлана Тарасова, 12 апреля 2018, 00:56
Режим ЧС в городе Боброве и поселках Лушниковка и Дугинка Бобровского района ввели вечером в среду, 11 апреля. В этот же день журналисты РИА «Воронеж» отправились в затопленные населенные пункты.
Приплыли!
Сегодня в Лушниковке и Дугинке без резиновых сапог делать нечего. А местами нечего делать и без лодок.
Три дня назад уровень реки Битюг стал резко подниматься, окрестности начали уходить под воду. Особенно не повезло тем, кто оказался в низинке. Например, жителям улицы Дорожной в Лушниковке. Вода там поднялась до метра, а то и полутора. В некоторых домах залиты не только погреба и надворные постройки – вода добралась и до жилых комнат. Попасть к жителям этих домов можно только вплавь.
Плавсредство пришвартовано в 2 м от асфальтовой дороги. В роли лодочника – местный полицейский, отказавшийся представляться. Он заявил, что «лишь временно заменил спасателя, а так на веслах обычно сотрудник МЧС».
Кроме полицейского, вахту у затопленных домов несет фельдшер Александр Синюков и «дежурящий по зову сердца» Петр Роньшин. Они здесь на случай, если людям в затопленных домах понадобится помощь.
Всего за пару часов до приезда журналистов РИА «Воронеж» из дома №14 через окно эвакуировали супружескую пару. Их переправили на лодке до берега, а оттуда супруги отправились пережидать стихию к соседям.
– Паводки в наших местах бывают, конечно, но такого, как сейчас, не помню. Посмотрите – вся улица в воде. Вон у людей из крайнего дома совсем беда. Они только ремонт сделали, мебель у них новая. Теперь все насмарку. А у их соседей птица погибла – курицы утонули, – говорит Александр Синюков.
Нынешнее бедствие – из ряда вон
– МЧС мониторит ситуацию – насколько прибывает вода. Сегодня с полудня и до пяти вечера сантиметров на 5 она прибыла. Говорят, что это не конец. Это уже не наш Битюг поднимается, а из Тамбовской области вода идет, – объяснил Петр Роньшин.
Мужчина признался, что не смог усидеть дома, «когда у людей такая беда». Петр Тихонович и сам в свое время оказался в подтопленном доме:
– Самый большой потоп на моей памяти случился в этих местах в 1953 году. Тогда два озера поднялись и вот в этом месте, где сейчас стоим, промоина образовалась. Два дома унесло течением, а два подмыло. Я помню, что вода у нас дома в печке стояла, а я на печке сидел. К нам в сенцы на лодке приплыли мужики и меня спасли – на эту лодку посадили и на бугор отвезли.
Хозяин затопленного дома, к которому мы подплыли на лодке, Алексей Попрыгин вышел навстречу с обнаженным торсом и в резиновых сапогах:
– Позавчера у нас началось это стихийное бедствие, вода поднялась чуть ли не на полметра. Весь двор как озеро. Я пчел поднял, а больше мне беспокоиться особо не за что. Если вода придет еще на метр, то она двинет на железную дорогу, и тогда власти будут вынуждены что-то предпринимать... Ведь тут дорогу плохо построили, ливневка не выдерживает никакой критики.
Его сосед – сотрудник пожарно-спасательной службы Сергей Туркин – подтвердил, что нынешнее бедствие – из ряда вон. По его словам, в районе затопило уже 30 домов.
Каждой улице по лодке
Главу администрации Бобровского муниципального района Анатолия Балбекова вместе с мэром Боброва Владимиром Брызгалиным журналисты РИА «Воронеж» повстречали, едва выйдя из лодки. Чиновники охотно ответили на вопросы.
– Это стихия, ничего не попишешь. Мы ждали паводка, хотя не такого бурного, конечно. Сегодня за день и ночь пришло 40 см воды. Но после обеда у нас настроение чуть улучшилось: вода стала прибывать медленнее – не больше сантиметра за час, – рассказал Анатолий Балбеков.
– Мы ездим целый день, мониторим обстановку, раздаем людям резиновые сапоги. Шесть лодок раздали – каждой улице по лодке. В нашей зоне уже нет снега, это не наша вода идет, а с севера – из Эртиля и Тамбова, – уверен Владимир Брызгалин.
«Мы в шоке!»
Через метров 200 от улицы Дорожной в Лушниковке журналисты РИА «Воронеж» увидели затопленный двор, в глубине которого из воды торчали крыши автомобилей.
А на куче песка, как на острове, жались девять поросят, козел и баран.
Хозяева терпящей бедствие скотины стояли через дорогу.
– У нас потонуло 20 пчелиных семей, погибло 15 куриц. В полвторого ночи вода пришла. На целый метр! Я корову, свиней, телят вынужден был перетаскивать через дорогу, к соседям, – рассказал Сергей Гребенюк.
Его сосед Вячеслав Константинов тоже поведал о потерях в своем хозяйстве:
– Мы тут все в шоке! У нас была не ночь, а светопреставление. Погибло 30 кур, девять пчелиных семей. Вода пришла внезапно.
Скотину решили оставить на куче песка в затопленном дворе до завтрашнего утра. Если вода станет еще подниматься, то мужчины будут эвакуировать животных.
Бобровская Венеция
Бобровец Дмитрий приехал в Дугинку с женой Александрой и сыном Тимофеем на экскурсию – посмотреть, как село, где жил его дед, «в одночасье превратилось в Венецию».
– Мы приехали сюда утром, часов в 11, тогда до магазина еще можно было дойти. А теперь, в пять часов вечера, эти 150 м полностью залило, – говорит Дмитрий.
А дед Сергей встречает 16-летнюю внучку Ярославу на резиновой лодочке. Утром девушка отправилась на учебу в свое Бобровское училище культуры, как обычно, пешком. А вернуться смогла только вплавь. Ее маме Евгении Власенко пришлось ждать другого плавсредства. Ей на помощь выдвинулась соседка на плоскодонке.
– Утром вода прибывала так быстро, что стало жутковато. Ночью почти не спали. Сегодня утром машины еще стояли возле магазина, а теперь тут море! У нас такого разлива никогда не было, – призналась женщина.
Соседка посадила Евгению в свою лодку, и они плавно отчалили от «берега». Весло время от времени скребет о «дно» – асфальтовую дорогу.
Ближайшие два дня жители Лушниковки и Дудинки ожидают, что вода будет прибывать.
Контекст
Весна 2018 года принесла неудобства жителям многих районов Воронежской области. По данным Воронежского гидрометцентра на 11 апреля, стихия затронула 3,4 тыс. человек, из них 292 – дети. В регионе подтоплено 1746 придворовых участков и 25 домов в девяти районах: Калачеевском, Новоусманском, Воробьевском, Грибановском, Бутурлиновском, Павловском, Аннинском, Эртильском, Бобровском. Подтоплено 22 низководных моста на территории 13 районов. Уровень воды повышается в реках Дон, Битюг, Хопер, Ворона. В реках Подгорная и Девица понижается.
Первым районом, где объявили режим ЧС из-за паводка, стал Калачеевский. На следующий день, 6 апреля, режим чрезвычайной ситуации ввели в бутурлиновском селе Гвазда. С 8 апреля жители четырех сел Новоусманского района так же живут в режиме ЧС.
Особый режим из-за паводка 10 апреля объявили в павловском селе Воронцовка. В тот же день спасатели предупредили об опасном повышении уровня воды в реке Битюг, протекающей по Бобровском району. Кроме того, с вечера 10 апреля введен режим чрезвычайной ситуации на территории Новожизненского сельского поселения Аннинского района.