Репьевский библиотекарь нашла потомков своих земляков в Крыму

60 лет назад репьевцы-переселенцы основали в крымском селе Кирово улицу Воронежскую.

Валентина Суханова, 11 февраля 2015, 19:14

Библиотекарь из репьевской Усть-Муравлянки Елена Масленникова нашла потомков своих земляков в Крыму. 60 лет назад они переехали в село Кирово Ленинского района Крыма и даже основали там улицу Воронежскую.

Краеведческие исследования Елена Масленникова ведет много лет и привыкла отмечать даже, на первый взгляд, малозначимые или случайные совпадения. В одной и соцсетей она обратила внимание на человека с фамилией Тюхтин. Такая встречается на хуторе Ульяновка ее родного Скорицкого поселения. Оказалось, это неслучайное совпадение. Хотя Александр Тюхтин и является уроженцем Крыма, корни у него репьевские. В пятидесятые годы прошлого века его дед вместе с другими жителями района переселился на полуостров.

По просьбе библиотекаря крымчанин собрал воспоминания, фотографии и документы, проливающие свет на события той поры. Все эти материалы Елена намерена использовать в своей библиотеке и при подготовке книги об истории района. Землякам интересноо будет узнать, как в мае 1953 года из Острогожска в Крым отправился целый эшелон с людьми и скотиной. Из Ульяновки, Усть-Муравлянки и Заречья вместе с Тюхтиными в одном вагоне ехали восемь семей, в другом вагоне ехала их живность. Среди переселенцев были жители сел Заречье, Краснолипье, Гудаевка (Усть-Муравлянка) и Богословка, хуторов Ульяновка, Прилужный и Коммуна.

25 мая 1953 года переселенцы прибыли на станцию Семь Колодезей. Со временем крымские населенные пункты Войковштадт, Баш-Киргиз и Джав-Табе стали называться на русский манер селами Кирово, Яркое и Вулкановка. Самыми распространенными фамилиями в них стали Араловы, Бартеневы, Дерябины, Ивановы, Кузьминовы, Куркины, Маслениковы, Олейниковы, Прокудины, Рязанцевы, Стебловские, Тюхтины, Хрыкины, Шептуховские, Шуткины и Шатовы.

Более 80 человек обосновались в селе Кирово Ленинского района Крыма. Существует мнение, что русские, прибывшие в Крым, селились в домах репрессированных татар. Но репьевские переселенцы сами строили себе жилье. Тюхтины, например, полгода, до глубокой осени, жили на овцеферме, и лишь потом переселились в построенный дом. Он был небольшой, 50 квадратных метров.

До переселенцев в селе Кирово была одна улица, которая называлась Еврейская. Репьевцы построили еще одну и назвали ее Воронежской. Часть прибывших переехала со временем в другие части Крыма, потому что в Кирово не было воды и условия жизни на новом месте были непростыми. Оставшиеся строили дома, возрождали село. Сады и виноградники - их рук дело.

Покинуть родной край репьевцев заставили непомерные налоги. Каждая семья обязана была сдать в год 300 яиц, 500 литров молока и 50 килограммов мяса. Афанасий Тюхтин вспоминал, что растил свинью в глубокой яме. Там ее прятал, там и зарезал ночью, надев на голову мешок с отрубями, чтобы визгом себя не выдала. Сразу после смерти Сталина налоги отменили. Афанасий Филиппович уже и не хотел ехать в Крым, но деньги на переезд были получены, пришлось отправляться в дорогу.

На новом месте переселенцы никогда не забывали о своей малой родине. Любовь к России передали своим детям и внукам.

- В 1995 году Александр приезжал в Ульяновку и Усть-Муравлянку, знакомился со своими дальними родственниками, которых прежде ни разу не видел. С того места, где до переселения жил дед, набрал земли и воды, все отвез в Крым и раздал переселенцам и их потомкам. – Рассказала Елена Масленникова. - А еще он всегда заказывал проводникам с воронежских поездов сыр, пряники, хлеб и пиво из Воронежской области. Все это для отца, что бы ему помнился вкус родной земли.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.