Ректор Воронежского госуниверситета: «Ребята из Донбасса смогут обучаться у нас бесплатно»
Дмитрий Ендовицкий – о том, как ВГУ помогает вынужденным переселенцам
Алина Белая, 19 мая 2022, 13:00
С конца февраля эвакуированных в регион жителей ЛНР и ДНР активно поддерживает Воронежский государственный университет. Как именно вуз помог более 500 детям Донбасса, над какими проектами работает сейчас и какие льготы будут у граждан Луганской и Донецкой Народных Республик при поступлении в Воронежский госуниверситет – рассказал ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий.
- Дмитрий Александрович, как ВГУ помогает эвакуированным жителям Донбасса? Какую работу уже провели и что делаете сейчас?
– Работа ведется очень активная. Воронежский государственный университет опекает вуз-побратим – Луганский государственный университет имени Владимира Даля. У нас есть общие проекты и общие программы. Раскрою небольшую тайну: в ближайшем будущем я буду на Луганщине.
Что касается в целом работы с беженцами, то фокус университета – это дети. Это самая незащищенная и уязвимая часть населения, которая страдала начиная с 2014 года. И действительно, когда мы общаемся с детьми, мы видим, насколько психологически они подавлены, насколько им тяжело. В первые дни в пунктах временного размещения (а они находились в очень комфортных санаториях и детских оздоровительных лагерях) многие не могли заснуть, потому что ждали бомбежек.
В марте, после начала специальной военной операции, мы пообщались с моим коллегой, президентом Российского Союза ректоров академиком Виктором Садовничим и решили сформировать бригаду профессиональных психологов со стороны факультета психологии МГУ и факультета философии и психологии ВГУ. Мы выехали в пункты временного размещения и провели оценку ситуации – какая нужна психологическая помощь, что нужно приобрести.
Объединенная бригада специалистов работала около недели. После этого было 23 выезда наших профессионалов-психологов с факультета философии и психологии, студентов-психологов и студентов со всех факультетов ВГУ. Бригады наших студентов и преподавателей выезжали к эвакуированным буквально каждую неделю. Около 160 наших студентов и 25 сотрудников ВГУ приняли активное участие в работе с ребятами из ЛДНР.
Мы охватили чуть больше 500 детей, которые жили в лагерях «Кировец», «Ракета», «Голубой огонек». Проводили их психологическое тестирование, играли с ними в психологические игры, вовлекали их в разного рода активности, социализировали и маленьких детей, и подростков. Для подростков мы проводили экскурсии по ВГУ. Они приняли участие в КВНе и «Студенческой весне». Мы увидели, что ребята оттаяли и раскрылись. С марта по май мы видим, как меняется взгляд у детей, – он теплеет. И это очень важно.
- Для студентов эта работа была добровольной?
– Ни в коем случае не принудительной. Когда началась спецоперация, я сделал открытое заявление, в котором поддержал решение президента Владимира Путина и наше правительство. Мой знаменитый дед, Алексей Никитович Соболев, замкомандира дивизии, погиб при освобождении Киева. Поэтому то, что происходит на Украине, – моя личная трагедия и боль. Я обратился к студентам и сказал им: «Если вы хотите узнать правду, если вы реально хотите помочь детям, давайте формировать бригады и вместе с наставниками выезжать в лагеря».
Мы сформировали на журфаке, на юрфаке и в главном корпусе пункты сбора гуманитарной помощи. Передали волонтерам и в организации, помогающие пунктам временного размещения, более 50 крупных ящиков и посылок с «гуманитаркой».
- Многие дети вернутся в Донбасс. Но некоторые захотят остаться в Воронежской области. Среди них наверняка будут абитуриенты ВГУ. У них есть шанс на поступление?
– У нас уже учатся ребята из Донбасса. Мы оказываем им особую поддержку и помощь, вовлекая в различные кружки и творческие коллективы. За ними закреплены активисты, которые не дают им замыкаться в себе. Это очень важная работа.
Конечно, мы готовимся к тому, что в эту приемную кампанию к нам придут ребята из ЛДНР. Сложностей немало – у многих из них нет документов (это самая главная проблема). Сейчас в российских вузах складывается практика: если дети из ЛДНР захотят поступить на факультеты, где бюджетных мест нет, то обучаться они будут бесплатно – за счет внебюджетных средств университета. Такая практика будет и в ВГУ. Это по-настоящему социальная нагрузка, третья миссия университета – оказывать социокультурное влияние, помогать обществу.
- Недавно университет посетили гости из Республики Дагестан. Каковы результаты встречи?
– Дагестанский госуниверситет – очень сильное учебное заведение. У него сильная физическая и IT-школы, развитая научная школа в области сельского хозяйства. Поэтому у нас большие перспективы сотрудничества.
Коллеги из Дагестана – мои близкие друзья. С ректором Дагестанского госуниверситета я постоянно общаюсь, в том числе в рамках подписанного соглашения между Дагестанским госуниверситетом и ВГУ. Могу сказать, что вузы Воронежа уже активно работают и без этого соглашения. Например, Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко очень активно сотрудничает с Дагестанским государственным медуниверситетом, ВГТУ – с Дагестанским государственным техническим университетом. Словом, уже есть прочные связи.
Мы договорились, что в течение пары недель подготовим дорожную карту конкретных мероприятий, совместные программы, обсудим написание учебников, подготовку аспирантов и защиту диссертаций в наших ученых советах.
А чтобы дети из Дагестана, которые захотят учиться в воронежских вузах, возвращались на родину и мы не «обескровили» республику в плане кадров, мы договорились о целевых местах, которые будет выделять правительство Республики Дагестан. Дети будут возвращаться.
- ВГУ всегда плотно сотрудничал с университетами и образовательными организациями разных стран. Насколько меняется вектор этого взаимодействия в нынешних условиях?
– Сейчас наблюдается некая заморозка активного взаимодействия с европейскими вузами. Но, несмотря на это, несколько десятков наших студентов продолжают обучение в европейских вузах. Студенты из Европы также продолжают обучение в ВГУ – где-то очно, а где-то через систему видеоконференцсвязи и электронные курсы, то есть через «цифру».
Сейчас наш университет активно сотрудничает с вузами стран СНГ, вузами Евразийского экономического союза. Очень активно развивается взаимодействие с Индией и Китаем, странами Латинской Америки. Пару недель назад я проводил встречи в Самарканде, Бухаре, а на днях собираюсь в белорусский город Гродно, где пройдет второй форум российских и белорусских ректоров. Там мы подпишем совместное соглашение. Кстати, с Белоруссией у Воронежского госуниверситета – пять активно работающих договоров, в том числе в высокотехнологической сфере. Кроме того, 25−26 мая мы ждем в ВГУ ректоров из Киргизии и Казахстана, с которыми у нас идет активное взаимодействие.
В то же время мы понимаем, что пройдет какой-то период времени, и мы вернемся к взаимодействию с нашими европейскими коллегами.
- Вуз – это не только образование, но и наука. Будет ли развиваться научное сотрудничество между ВГУ и европейскими вузами дальше?
– Конечно. Университет не может существовать, если он не реализует научную компоненту. Наука – интернациональна. Не бывает национальной таблицы умножения, нет только российской таблицы Менделеева. У науки нет границ, поэтому мы продолжаем взаимодействовать с европейскими вузами по каналам видеоконференцсвязи. Наши большие научные проекты по-прежнему открыты.