Реабилитация длиною в жизнь. Как в Воронеже детей-аутистов учат гончарному делу

Ребята с РАС ходят на лепку вместе с воспитанниками воскресной школы.

Ася Султанова, 13 февраля 2018, 13:05

Андрей Архипов

С осени 2017 года при Успенском храме Воронежа действует гончарная студия «Крылья». Вместе с ребятами из воскресной школы работать с глиной и красками учатся и дети с РАС – расстройством аутистического спектра. Как в стенах храма создали инклюзивную среду – в материале РИА «Воронеж».

От простого к сложному

– Здесь у нас канистерапия, где с детьми-аутистами занимаются по системе АВА, здесь гончарная, – проводит экскурсию художник-керамист Валерия Алферова-Ромаментьева.

Мастер знакома с непонятными обычному человеку терминами не понаслышке: ее 10-летний сын Степа – аутист. Несколько лет Валерия пыталась открыть гончарную школу для особенных детей. Идею удалось воплотить в жизнь после знакомства с руководителем движения «АутМама» Ольгой Ишевской, которая в свою очередь обратилась за помощью к священнику Роману Ткачеву, настоятелю Успенского храма, и.о. ректора Воронежской духовной семинарии.

– Официально «АутМама» появилась в 2015 году. Сначала мы просто были активной группой родителей-единомышленников, которые искали способы для обучения наших детей. Мы разработали план по созданию в Воронеже ресурсных классов, добились приема у губернатора и представили ему свой проект. Алексей Васильевич нас поддержал. С помощью правительственной программы и фонда Авдотьи Смирновой «Выход» нам удалось открыть ресурсные классы в школах. Городские власти выделили нам помещение на Ленинском проспекте, где сейчас идет ремонт. Родители тоже проходят дистанционное обучение по работе с детьми-аутистами, к нам приезжают специалисты. Своими знаниями мы делимся с другими родителями, которые только услышали первичный диагноз "аутизм", объясняем, что реабилитация аутистов – дорога длиною в жизнь, ее надо пройти грамотно и рационально.
Ольга Ишевская

руководитель движения «АутМама»

До появления гончарной на территории Успенского храма уже была комната для канистерапии – лечения детей через общение с собакой. Сюда ходят дети в возрасте от четырех до 15 лет. По легенде занятие с ребенком ведет собака, аутист делает все с собакой и для нее. В это время канистерапевт занимается с каждым ребенком по индивидуальной программе системы ABA – это прикладной анализ поведения. По методике одно сложное действие разбивают на несколько простых и оттачивают до нужного результата.

Сложность обучения аутистов в том, что у таких детей не развита имитация. Они не могут сразу повторить какие-то простейшие действия – есть ложкой, завязывать шнурки, подойти, если зовут по имени. Каждый навык требует обучения.

– Система поведенческого анализа – это единственный научно доказанный метод по работе с аутистами. Официально в России его не используют, в вузах эту методику не преподают как дисциплину. В ресурсных классах АВА-терапию используют, но в рамках экспериментальной площадки, – поясняет Ольга Ишевская. – Мы осваивали эту методику и альтернативный способ общения (через карточки) самостоятельно.

Работа с глиной так же подразумевает последовательность действий, учит ребят с РАС ждать отложенного результата. Когда ребенок с РАС правильно выполняет какое-то действие, то получает поощрение – конфету, игрушку, жетон, для того чтобы у него закреплялись эти важные навыки. Лепка развивает не только мелкую моторику, но и абстрактное мышление, которого у аутистов практически нет.

– Я занималась с одной девочкой, сначала всю работу от начала до конца мы выполняли вместе – делали шар из глины, раскатывали, лепили с помощью формочек фигуры, сейчас ребенку достаточно словесной инструкции, – делится первыми результатами Ольга.

На добровольных началах

В ресурсных классах у каждого аутиста есть тьютор – педагог, который следит за последовательностью действий и не дает ребенку ошибиться. В гончарной с аутистами работают волонтеры. Мастера по керамике Валерия Алферова-Ромаментьева и Анна Сычикова обучают лепке, добровольцы занимаются с аутистами индивидуально.

Марина Олейник узнала о гончарной от мамы – младший брат девушки аутист.

– Я и гончаркой хотела давно заняться, и с детьми мне нравится общаться. Дома с братом пока не леплю – с чужими детьми заниматься легче, – поясняет Марина. – Дети-аутисты разные. Есть те, кому несколько раз надо показать. Бывает, один раз покажешь – и этого достаточно. Я хожу сюда с осени 2017 года. За это время все дружнее стали, уже нет того напряжения, которое было в начале. Гончарная стала для нас как второй дом.

Еще два волонтера – студенты третьего курса педагогического университета. Специальность Евгения Змеева – детский психолог в системе образования.

– О гончарной школе я узнал от научного руководителя. Поначалу дети сторонились друг друга, слепят что-нибудь и убегают. А сейчас приходят не просто полепить, но и пообщаться. Аутиста надо направлять, давать четкие инструкции, но не насаждать. Постоянно говорим им одобряющие слова, мотивируем, даем конфету. Аутисты могут забрать слепленные изделия домой. Я уже полгода работаю с мальчиком индивидуально. Он долго ко мне привыкал – месяц-полтора, поначалу ничего не желал делать, и я не понимал, что он хочет. А сейчас по взгляду могу определить, если что-то не так.

Юлия Андронова учится на специального психолога. Девушка индивидуально занимается с Егором, ему 14 лет.

– Сначала Егор вообще не обращал на меня внимания: что я есть, что меня нет – без разницы. Сейчас он слушает, что я скажу. Он уже ко мне привык. Мальчик целеустремленный, все время что-то новое хочет слепить. Мы с ним делали игрушки на елку, колокольчики, подарки его маме. Занятие длится 40 минут, он его высиживает. Некоторым детям нужно поощрение – конфета, жетончик. Егор лепит сам, ему мотивация не нужна.

Многие дети с аутизмом не разговаривают. Свои потребности они выражают через крики и истерики. В гончарной в этом случае действует принцип тишины. На истерики и крики никто не обращает внимание – не ругает, но и не успокаивает, так агрессивное поведение аутиста не закрепляется.

– Для детей с РАС очень важно общение с обычными ребятами. Они лепят все вместе, а потом мы смотрим: ребенок-аутист встал и сам чашку помыл, попросил полотенце. Они отслеживают спокойное поведение других детей и перенимают его, снижается агрессия, – поделилась мастер-керамист Анна Сычикова.

Работа на перспективу

У «АутМамы» есть не только краткосрочные задачи – социализировать детей и научить их работать с глиной. В долгосрочной перспективе мамы аутистов хотят сделать глиняные поделки источником заработка для своих особенных детей.

– В идеале мы хотим открыть творческую мастерскую, где аутисты могли бы работать, – пристроить их сложно, а здесь они могли бы помогать мастерам готовить глину, шлифовать заготовки для сувениров и посуды. Пусть это будут небольшие деньги – но все же прибавка к пенсии. К тому же наши дети будут ходить на работу, так мы сможем сделать их полноценными членами общества, – пояснила Валерия.

В планах «АутМам» создать для детей тренировочную квартиру. По сути эта комната, где есть все необходимое – мойка, кухня, стиральная машина, шкаф.

– Часто мамы все делают за своих детей – мол, мой ребенок инвалид, сама быстрее управлюсь. Мы же хотим подготовить аутистов к самостоятельной жизни, – поясняет Ольга.

Еще один проект, который «АутМамы» хотят воплотить, – создание воскресной школы для аутистов.

– Гуманитарные науки нашим детям тяжело даются, поэтому мы хотим адаптировать материал воскресной школы – давать информацию кратко, емко, чтобы было больше визуальной опоры. Ведь аутистам тяжело воспринимать информацию на слух, часто после трех слов они теряют нить разговора. Надеемся запустить этот проект с сентября 2018 года, – поделилась Ольга. 

– По благословению митрополита Сергия помещение для керамической мастерской мы начали оборудовать еще с лета. Сначала это была часть трапезной, мы сделали перегородки, установили печь, переделали отопление, чтобы было теплее. Мы рады, что у детей с аутизмом будет не просто возможность жить в социуме, творчески развиваться, но и при этом видеть храм, иконы. В воскресной школе есть духовник, который каждое воскресенье приходит в гончарную, здоровается, спрашивает, как у ребят дела. Для детей воскресной школы занятия с детьми-аутистами важная практика – воспитание в себе милосердия и понимания. Такой опыт хорош и для одних детей, и для других. Помимо этого в рамках проекта «Красота божьего мира, доступная для всех» мы выиграли президентский грант. На эти деньги хотим купить небольшой специально оборудованный автобус, чтобы наших детей из воскресной школы и ребят с аутизмом возить по святым местам, показать им достопримечательности нашего города.
Отец Роман

настоятель Успенского храма

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.