Расправа с Живодеровым. В Воронеже участника самосуда над насильником обвиняют через 20 лет

Защита настаивает, что срок давности по делу истек.

Виктория Лушина, 25 сентября 2019, 14:34

Андрей Архипов (из архива); Виталий Грасс

В 1999 году жизнь 22-летнего Сергея Плетнева поменялась из-за 15-летней школьницы, которую он видел один раз. Парень согласился помочь коллеге из ЧОПа и присоединился к расправе над 36-летним Виктором Живодеровым, которого обвинила в изнасиловании несовершеннолетняя знакомая охранника. По версии следователей, ЧОПовцы в масках вломились в квартиру, похитили мужчину и вывезли за город. Молодые люди приковали Живодерова к дереву наручниками, избили и бросили в реку. Двух приятелей задержали через несколько дней. Один из устроивших самосуд до сих пор скрывается в Великобритании. Сергея Плетнева задержали в 2018-м – через 19 лет после самосуда.

Сколько просит для Плетнева гособвинение, почему защита требует переквалифицировать дело, а сын и гражданская жена Виктора Живодерова не против мягкого наказания – в материале с судебных прений, которые прошли во вторник, 24 сентября.

Тело в реке

Ранним утром 4 ноября 1999 года местный житель пришел рыбачить к Дону недалеко от села Малышево Хохольского района. На подходе мужчина заметил следы от шин и темную шапку с прорезями для глаз. Подойдя ближе, рыбак увидел, что вся поляна залита кровью. В нескольких метрах от берега плавало тело мужчины. Рыбак рассказал о находке в Шиловском отделе МВД. Сотрудники правоохранительных органов установили, что умерший – Виктор Живодеров.

За несколько дней до смерти мужчина проводил время с соседом по коммунальной квартире. В торговом павильоне они встретили школьниц Инну и Юлию. Вторая была знакома с приятелем Живодерова. Компания гуляла и пила спиртное. Позже сосед рассказывал, что Виктор увел Инну в заброшенное здание, через какое-то время они вернулись. На следующий день школьница пожаловалась маме, что ее изнасиловали. Девочка утверждала, что не позвала на помощь от испуга и стыда. Мама Инны поделилась переживаниями с другом семьи, работавшим в ЧОПе.

Самосуд

ЧОПовец решил самостоятельно разобраться с обидчиком. Он попросил о помощи брата и двух знакомых – Ветчинкина и Плетнева, с которыми работал в охранном предприятии. Товарищи согласились помочь, хотя до этого ни разу не видели Инну.

По версии следователей СК, братья Москвитины, Ветчинкин и Плетнев встретились в воронежском парке «Орленок» около 23:00 3 ноября 1999 года. На служебном автомобиле Mitsubishi Pajero ЧОПовцы поехали к дому Живодерова на улице 20 лет Октября. Виктор приоткрыл дверь, увидел незнакомых парней в камуфляжной форме и масках и быстро захлопнул ее. Мужчина вернулся в комнату коммуналки, а молодые люди продолжили ломиться в квартиру. ЧОПовцев впустил внутрь сосед Виктора Живодерова. Проходя в дверь, парни толкнули мужчину, он отлетел к стене и ударился.

Сын Виктора Живодерова запомнил, как отец вошел в комнату, вскоре вбежали несколько мужчин в масках. Они схватили и выволокли Виктора из дома, не говоря ни слова. Соседи рассказывали, что так же молча парни вели мужчину по лестнице. Очевидцы утверждали, что форма охранников была похожа на камуфляж ОМОНа: из-за этого они не вызвали подозрений у свидетелей расправы. Ни один человек не удивился происходящему и не набрал «02».

Виктора Живодерова доставили к дому Инны и попросили «опознать» насильника. Школьница подтвердила, что это он. На судах она рассказывала, что не желала мужчине смерти и представить не могла, что с ним произойдет.

Живодерова бросили на пол джипа и увезли в Малышево. Mitsubishi остановился на берегу Дона – в 170 м от понтонного моста. Мужчину вытащили из автомобиля и привели к реке. Жертву приковали наручниками к дереву и начали «допрос», на котором он признался в изнасиловании школьницы. После этого мужчину жестоко избили.

– Виктору Живодерову нанесли не менее 46 ударов руками и ногами, а также один неустановленным колюще-режущим предметом в область спины. Били по голове, туловищу, половым органам, верхним и нижним конечностям. Живодеров испытывал продолжительную боль. Мужчина получил кровоизлияние в мозг, переломы, разрыв печени и другие повреждения, которые не привели к смерти, но при жизни оценивались бы как тяжкий вред здоровью, – рассказал старший прокурор отдела гособвинителей прокуратуры Воронежской области Александр Харьков.

Самосуд продолжался с 1:00 до 3:00. Не выдержав пыток, Виктор Живодеров осел на землю. Тогда его отстегнули от дерева. Двое парней взяли мужчину за руки и ноги, бросили в воду. Живодеров погиб от асфиксии, которая развилась быстрее из-за многочисленных травм и расстройства сознания.

Спустя 19 лет

Одного из братьев Москвитиных и Ветчинкина задержали вскоре после расправы над Виктором Живодеровым. На суде молодые люди заявили, что не собирались убивать, а хотели добиться от насильника явки с повинной. В показаниях парни сваливали вину друг на друга и на отсутствующих товарищей, которых так и не смогли найти силовики. Ветчинкин рассказывал, что Сергей Плетнев действовал очень жестко и наносил удары с размаху руками и ногами.

Несмотря на попытки уменьшить свою роль в этой истории, Ветчинкин получил от облсуда 13 лет колонии строгого режима, а Москвитин – 12 лет колонии в 2000 году. Позже Верховный суд РФ немного снизил сроки.

Как рассказал прокурор Александр Харьков, сотрудники правоохранительных органов считают, что брат Москвитина скрывается в Великобритании. Силовики писали запрос, но власти иностранного государства отказались выдать беглеца. Найти Сергея Плетнева удалось в мае 2018-го. Участника самосуда задержали, когда он приехал на день рождения к матери в деревню Богданово Рамонского района. Оперативники не раскрывают, как они вышли на мужчину.

Сергею Плетневу грозит ответственность по ч. 2 ст. 139 УК РФ (незаконное проникновение в жилище с применением насилия), ч. 2 ст. 126 УК РФ (похищение человека группой лиц по предварительному сговору) и п. «в», «д», «ж» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство с особой жестокостью, совершенное группой лиц с похищением человека). На прениях прокурор попросил для мужчины 11 лет колонии строгого режима со штрафом в 10 тыс. рублей.

– Преступление неочевидное. Одного из подсудимых Великобритания не выдала. Сергея Плетнева задержали через 19 лет. По закону срок давности для особо тяжкого преступления составляет 15 лет. Прокуратура анализировала обзоры судебной практики Верховного суда. Решение вопросов о сроках давности уголовного преследования относится исключительно к компетенции суда, если человек совершил преступление, за которое предусмотрено вплоть до пожизненного лишения свободы (у Плетнева – по ч. 2 ст. 105 УК РФ. – Прим. РИА «Воронеж»), – подчеркнул Александр Харьков.

Прокурор также объяснил, что срок давности приостанавливается, если подозреваемый скрывался от правосудия. Сразу после расправы над Живодеровым Плетнев уехал в Республику Молдова «ухаживать за заболевшей раком бабушкой». Воронежец женился, получил молдавский паспорт и взял фамилию жены – Овчинников. Мужчина занимался строительно-монтажными работами, ставил окна и нигде не работал официально. В Россию въезжал только под другой фамилией. На родину вернулся в нулевые после развода с женой и смерти бабушки.

«Ударил два раза»

Адвокат Сергея Плетнева заявила, что вина мужчины в проникновении в жилище и похищении человека не доказана. Защитник сослалась на показания свидетелей, по которым подозреваемого в изнасиловании выводили из дома товарищи Плетнева. По словам адвоката, парень не собирался убивать Живодерова, сотрудники ЧОПа ни о чем не договаривались заранее, оружия у них с собой не было.

– Молодые люди спрашивали, насиловал ли он девочку. После этого Сергей Плетнев два раза ударил Живодерова по лицу, больше он его не бил. Затем Москвитин перенес мужчину в воду и положил лицом вверх. Когда они уезжали, Живодеров был еще жив. В своих показаниях молодые люди не смогли вспомнить, кто ударил первым. Также невозможно разграничить, кто и куда бил, – заверила адвокат подсудимого.

Защитник настаивала, что физическая боль – субъективное понятие, которое невозможно измерить. Испытывал ли страдания прикованный к дереву Живодеров, можно было бы узнать, только опросив его. Поэтому нельзя утверждать, что мужчину убили с особой жестокостью. Адвокат сообщила, что два удара по лицу, которые нанес Плетнев, не могли привести к гибели мужчины. Она предложила переквалифицировать убийство на более мягкую статью – побои (ст. 116 УК РФ), а дело по проникновению в жилище прекратить. Сергею Плетневу она попросила назначить наказание ниже низшего предела (с учетом ст. 64 УК РФ «Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление»).

По версии защиты, Сергей Плетнев не скрывался от правосудия, а уехал ухаживать за бабушкой. Фамилию он поменял по просьбе жены, которая была в плохих отношениях с его родней. Позже мужчина добровольцем участвовал в боевых действиях в Чечне, но вернулся из-за низкой оплаты. На родину Плетнев приехал в 2011-м после смерти бабушки. По словам адвоката, несмотря на федеральный и международный розыск, мужчина спокойно жил в Старом Осколе с гражданской супругой и детьми. Работал неофициально, потому что «так больше платили». Сергей Плетнев даже общался с полицейскими, когда его подругу сбила машина, но сотрудники МВД не задержали мужчину. Адвокат настаивала: Плетнев не знал, что он в розыске. Иначе мужчина никогда бы не вернулся в Россию.

– Я сожалею о случившемся. Сожалею, что умер Виктор Живодеров. Прошу суд вынести справедливый приговор. За последние 19 лет я не нарушал закон, у меня на иждивении маленькие дети, – сказал в последнем слове Плетнев.

Гражданская жена и сын Живодерова на прениях попросили не назначать строгое наказание из-за того, что «прошло уже достаточно времени».

Приговор Сергею Плетневу вынесут 8 октября 2019 года.

На этой странице используются файлы cookies. Продолжая просмотр данной страницы вы подтверждаете своё согласие на использование файлов cookies.