Работа на европейском уровне становится для воронежских мебельщиков жизненной необходимостью
Холдинг «Мебель Черноземья» входит в число крупнейших предприятий по производству мебели в России. За годы работы из небольшой фирмы предприятие превратилось в крупнейший концерн с множеством дипломов и наград.
Александр Саубанов, 28 апреля 2014, 11:42
– Буквально недавно вернулся с мебельной выставки в Милане. Итальянцы не перестают удивлять, – поделился генеральный директор холдинга «Мебель Черноземья» Николай Послухаев. - А вообще считаю, что есть три точки, по которым можно отследить все мировые тренды, – это Милан, Кельн и Шанхай. Но, безусловно, именно итальянцы остаются законодателями. Мы с ними партнерствуем и честно учимся.
– Мебель Черноземья могла бы воспроизвести выставочные образцы, которые вам понравились?
– Такое задание уже дано технологам. Мы в состоянии сделать все, что производится в мире. Реконструкция производственных линий на предприятии практически завершена, в нашем распоряжении самые современные материалы и технологии. Но стоит ли ставить образец высокого мебельного искусства на поток, большой вопрос. Скорее всего, он окажется слишком дорогим и для производителя, и для покупателя.
– Казалось бы, с более дешевыми российскими ресурсами можно сделать продукт с ценой ниже, чем в Милане…
– В Италии или Германии производительность труда на мебельных предприятиях до восьми раз выше российской. И дело тут не столько в технике, сколько в менталитете российского работника. Он не привык жить в конкурентной среде, отвык от ответственности. Думаю, потребуется несколько поколений, чтобы наш специалист начал успешно конкурировать с немецким или итальянским коллегой.
– Но китайские производители, по вашим же неоднократным наблюдениям, быстро догоняют европейцев.
– Да, в последние 15 лет мебельщики Поднебесной серьезно улучшили качественные показатели, а по объемам производства и экспорта – обогнали Европу. Но везде мы наблюдаем огромный уровень концентрации и кластеризации бизнеса, которые обеспечивают его эффективность. В Италии, в городе Пезеро на 120 тысяч жителей приходится две тысячи мебельных фирм. В китайском Хашане центральная улица растянулась на 15 километров. И там практически в каждом здании делают мебельные комплектующие, что удобно для производителя, которому не надо отвлекать оборотные средства на это.
Воронеж, если говорить именно о мебельном производстве, мог бы претендовать на первое место в России по объемам выпускаемой продукции. Но даже здесь концентрация мощностей далеко не так высока - слишком разные у всех и площадки, и интересы. И потому мне кажется: до сих пор не удались попытки создать мебельный кластер на базе крупнейших воронежских производителей.
Но будем надеяться, что эта эффективная модель придет и в организацию мебельного производства.
К слову, Алексей Гордеев – активный сторонник идеи кластеризации, и в некоторых отраслях ее удалось воплотить в жизнь.
Из областной и федеральной казны в соответствии с ведомственной целевой программой по формированию кластерных образований будут направляться средства на создание и развитие организаций малого и среднего предпринимательства, при реализации кластеров. В 2012 году впервые за новейшую историю Воронежская область заняла первое место среди регионов РФ по темпам развития промышленного производства. А сегодня можно сказать, что по среднегодовым темпам роста воронежская промышленность — одна из самых динамично развивающихся, и находится на девятом месте среди субъектов Российской Федерации и на втором месте в ЦФО. До сих пор лидеру нашего региона удавалось все. Он сделал для области гораздо больше, чем его предшественники. Этот человек привык мыслить совершенно иными масштабами и ставить цели, которые еще вчера казались несбыточными.
– Одним из серьезных достижений региональной экономики считается масштабное строительство жилья. По идее, это должно стимулировать и мебельный рынок?
– Лишь в определенной степени. Сейчас пришел покупатель более молодой, демократичный, для него ипотека – это тяжелое бремя. На остальном – вынужден экономить. Мебель – из той категории товаров, покупку которых можно отложить. За долгое время покупатель забывает имя производителя, поэтому по большому счету, мебельных брендов у нас нет.
Но при этом требования к качеству растут. Покупатель стал взыскательнее. Следовательно, надо расти и производству: непрерывно обновлять ассортимент и наращивать качество продукции, перенимать весь опыт, который только может привиться в наших условиях. Количество потребителей остается прежним, а число продавцов растет. Воронежские мебельщики должны и будут работать на европейском уровне, потому что это станет не вопросом престижа, а вопросом выживания.
На правах рекламы.